С ОКРАИНЫ — В САМЫЙ ЦЕНТР

5 фактов из прошлого и настоящего Обводного канала
С ОКРАИНЫ — В САМЫЙ ЦЕНТР
5 фактов из прошлого и настоящего Обводного канала
Он есть в Москве и Петербурге, но отличить столичный вариант от культурно-столичного можно очень просто — окончание другое. Что же это? Канал! Просто в Москве он Обводной, а у нас — Обводный.
Не самый старый, зато самый длинный из ныне существующих каналов Петербурга (если не считать Морской) был прорыт в некотором отдалении от тогдашней границы города во второй половине XVIII века. Тогда эта водная артерия проходила от реки Екатерингофки до Лиговского канала (ныне Лиговский проспект). Копали канал целых 11 лет, причем с внешней стороны еще насыпали вал для защиты города.

Строительство восточной части канала, от Лиговки до Невы, началось в 1804 году и продолжалось шесть лет. Тогда канал на некоторое время переименовали в Загородный, так как он стал, по сути южной границей Санкт-Петербурга. С тех пор город значительно разросся, и Обводный оказался практически в центре. А после завершения строительства развязки с проспектом Обуховской обороны он выполняет важную инфраструктурную функцию — транспортного обхода центра города.

За время своего строительства и существования Обводный канал оброс историей, из которой мы выбрали для вас интересные факты.
1
Выборгский район, парк Сосновка, Шуваловский парк, Суздальские озера, Шувалово-Озерки, новостройки в Выборгском районе, Лесная-2, Панорама парк Сосновка, Setl Group, Петербургская Недвижимость, Выборгский район история
Перекресток двух каналов
Строительство Обводного канала было сложным и требовало серьезных инженерных работ. В частности, при пересечении с Лиговским каналом пришлось соорудить, как сейчас бы сказали, развязку: акведук, по которому Обводный канал тек под Лиговским, не смешиваясь с ним.

Более простые «перекрестки» раньше встречались на канале куда чаще: в него впадали несколько ныне засыпанных речек и каналов. Например, Введенский канал — параллельно линии Витебской железной дороги — был окончательно утрачен в начале 70-х годов XX века.

А там, где сейчас странной косой чертой в прямолинейной планировке промышленных кварталов проходит улица Циолковского, до первой половины XX века раньше впадала в Обводный канал речка со странным названием Таракановка. Сейчас она тоже течет по городу — но только от Бумажного канала до Екатерингофки, а раньше была куда длиннее. Часть реки засыпали в 1906 году.
2
Выборгский район, парк Сосновка, Шуваловский парк, Суздальские озера, Шувалово-Озерки, новостройки в Выборгском районе, Лесная-2, Панорама парк Сосновка, Setl Group, Петербургская Недвижимость, Выборгский район история
Почему так пахло?
Субботник по разгрузке барж от дров на Обводном канале 1920 Россия, Санкт-Петербург, Фото:Ф. Чернов, pastvu.com
Обводный канал создавался как судоходный, для разгрузки основной водной трассы города — Невы (почему его и назвали Обводным — идущим в обвод, обход). Ожидалось также, что канал защитит город от наводнений, но этого не вышло, а вот транспортную функцию он выполнял прекрасно.

По нему к выраставшим на берегах промышленным предприятиям подвозили материалы и топливо, доставляли на склады и к потребителю готовую продукцию и туда же, увы, сливали отходы производства и канализационные стоки.
Обводный канал, фото www.gov.spb.ru
Это превратило одну из самых длинных рукотворных артерий города в зловонную клоаку, о которой сложено было немало присказок. Горожане непочтительно обзывали канал «Канавой» или, чтобы отличать от Екатерининского канала, «Новою Канавой». Очень скоро Обводный канал в речи петербуржцев стал вообще «Обвонным». Еще в конце 20-х годов прошлого века в газетах перепечатывали анекдот:

— Как бы мне добраться до Обводного канала?
— А вы идите сейчас все прямо, а как запах вовсе нестерпимым станет — тут-то он и будет.


Тяжелый труд на тогдашних заводах нашел отражение в присказке «Батюшко Питер бока наши вытер, братцы заводы унесли годы, а матушка канава и совсем доконала».

В XX веке канал почистили, облагородили и теперь запах от его воды такой же, как и от других городских рек.
3
Выборгский район, парк Сосновка, Шуваловский парк, Суздальские озера, Шувалово-Озерки, новостройки в Выборгском районе, Лесная-2, Панорама парк Сосновка, Setl Group, Петербургская Недвижимость, Выборгский район история
Мосты для поездов
Фото: Михаил Огнев. Паровоз на Царскосельском мосту через Обводный канал
Через южную границу города, хочешь не хочешь, а пришлось провести железные дороги. Разумеется, и мосты для поездов надо было сооружать. И так получилось, что первый в России железнодорожный мост был построен как раз через Обводный, на линии Царскосельской железной дороги — первой железной дороги общественного пользования в России и шестой такой в мире (1836 год). Существующая сейчас группа мостов — уже третья, они были построены в ходе реконструкции путей в начале XX века и по своей конструкции оказались настолько прогрессивными, что далеко опередили свое время. Еще они, конечно, очень красивые — век модерна сказался даже на технических сооружениях.

Интересно, что на первой железной дороге помимо двух основных путей был обустроен «Императорский путь», по которому ходил специальный поезд для царской фамилии между Петербургом и Царским Селом. Станции и мосты для безопасности на этом пути были отдельными.
Фото: Михаил Огнев. Царскосельский железнодорожный мост через Обводный канал.
Второй группой мостов стали Американские, построенные для Николаевской (нынче Октябрьской) железной дороги. В 1840-м году здесь соорудили сразу два деревянных моста, один из которых, пятипролетный, был создан по старым проверенным чертежам, а второй — по прогрессивному проекту американского изобретателя Уильяма Гау. Руководил строительством американский же инженер Джордж Вашингтон Уистлер — кстати, отец известного художника Джеймса Уистлера. А усовершенствовал систему Гау русский инженер Дмитрий Журавский. Тем не менее, к мостам немедленно прилипло название Американские, и, кажется, их никогда никто иначе не звал — разве что на бумаге они носили название Николаевского моста.
Фото: Михаил Огнев. Открытие движения по набережной Обводного канала под Американскими мостами.
Такой вот интересный топонимический казус: мостов два (и больше), а официальное название — в единственном числе. Впрочем, никто не говорит сейчас «Американский мост». Только «Американские мосты».

Через 30 лет мост системы Гау был заново перестроен — таким же, но в металле. А что, хорошая конструкция получилась, устойчивая, зачем же менять? Рядом потихоньку начали возникать дополнительные мосты: 2-й Американский, Американский Б, Американский Е, Американский А. Последний был построен перед самой революцией и напоминал по внешнему виду Царскосельский железнодорожный мост.

Затем примерно лет 90 мосты стойко выдерживали все возрастающий груз поездов, а вот на набережной под ними то и дело застревали грузовики, превышавшие подмостные габариты. В 2006 году Американские мосты поставили на реконструкцию, которая растянулась на целых шесть лет. С ними за эти годы вот что вышло: мост Б убрали, вместо него возвели мост Г. И все мосты стали буквенными: А, Е, Б, Г и В. «Номерных» Американских больше нет.
Реконструкция затронула не только сами железнодорожные переправы, но и набережную под ними: теперь там ни одна фура не застрянет.
4
Выборгский район, парк Сосновка, Шуваловский парк, Суздальские озера, Шувалово-Озерки, новостройки в Выборгском районе, Лесная-2, Панорама парк Сосновка, Setl Group, Петербургская Недвижимость, Выборгский район история
Современная развязка на исторической набережной
Еще в 1992 году набережная Обводного канала от Глухоозерского проспекта до проспекта Обуховской обороны была признана объектом культурного наследия регионального значения. Но это не означает, что дорога должна быть полностью законсервирована. В новой истории Обводному каналу была отведена важная роль — стать частью транспортного обхода центра Петербурга. Для этого было решено построить современную транспортную развязку на пересечении набережной Обводного канала и проспекта Обуховской обороны — с эстакадой над каналом.
Но с первого раза проект реализовать в полной мере не получилось: «Мостострой №6», начавший работы в 2013 году по первому этапу и в 2014г. по второму этапу, в процессе строительства обанкротился. В 2017 году новым подрядчиком на проекте стала СК «Орион плюс», выигравшая госзаказ на 1,5 млрд рублей и приступившая к работам.

В этом же году удалось открыть рабочее движение от Глухоозерского шоссе до проспекта Обуховской обороны с проездом по мосту через протоку «Французского ковша» и эстакаде через Обводный канал, но до завершения проекта в полной мере было далеко.
Поскольку судоходство по Обводному каналу в XIX веке было очень интенсивным, для стоянки и разгрузки судов места в самом канале не хватало. Поэтому в 40-е годы позапрошлого века на южном берегу, напротив Александро-Невской Лавры, вырыли небольшой водный тупик — «ковш». Он получил название Французского (иногда его также называли Глиняным). Чтобы суда могли разворачиваться и входить в новую гавань, не создавая сутолоки, русло канала здесь было расширено.
Современная развязка на исторической набережной
В мае 2018 года, было запущено полноценное движение по северной набережной от проспекта Обуховской Обороны до улицы Кременчугская. А с 1 июля 2019 года открыто движение по проезду, обеспечивающему выезд на проспект Обуховской Обороны с южной набережной Обводного канала в сторону Володарского моста. В этом году дорожники продолжали заниматься переустройством инженерных сетей, наружным освещением, установкой защитного ограждения.

В 2019 году СК «Орион плюс» полностью завершил первый этап проекта. Были введены в эксплуатацию шестиполосная дорога протяженностью 1,4 км, путепровод через Обводный канал и проспект Обуховской обороны, а также съезды на проспект, стенки набережной и подпорная стена вдоль путепровода.
Алексей Вихарев
«Одной из сильных сторон нашей компании является умение завершать недостроенные объекты транспортной инфраструктуры, начатые другими подрядчиками, — комментирует Алексей Вихарев, генеральный директор ООО «СК «Орион плюс». — Конечно, доделывать за кем-то — дело не особо благодарное, приходится преодолевать множество производственно-технических, а порою и юридических проблем. Но мы понимаем и принимаем эту социальную ответственность перед городом и его жителями и попросту не можем их подвести. Так было в этом году на завершении строительства Обводного канала и Комендантского проспекта. Так будет, надеемся, и в дальнейшем».
Генеральный директор ООО «СК «Орион плюс»
Обновление Обводного на этом не заканчивается. Завершать работы по второму этапу проекта — участку от Атаманского моста до протоки «Французского ковша» с мостом через нее — предстоит в июле следующего, 2020 года. Благоустроить планируется предпортовую часть. Здесь, например, должен появиться новый мост через реку Екатерингофку, а Гутуевский мост — реконструируют.
5
Выборгский район, парк Сосновка, Шуваловский парк, Суздальские озера, Шувалово-Озерки, новостройки в Выборгском районе, Лесная-2, Панорама парк Сосновка, Setl Group, Петербургская Недвижимость, Выборгский район история
Мистика цифры «2» и призрак Мироновской церкви
Фото: wikipedia.org. Полковой храм Лейб-гвардии Егерский Его Величества полкa, 1900-е годы
На Обводном канале расположены две станции метро, два действующих вокзала (Балтийский и автобусный), два железнодорожных вокзала (нынешний Балтийский и бывший Варшавский), два комплекса железнодорожных мостов.

Церковь на канале сейчас одна, если не учитывать выходящий на набережную боком Крестовоздвиженский казачий собор, одну из самых старых церквей Петербурга (первая церковь возникла здесь задолго до канала — в 1710-х годах).

А раньше было два крупных храма, выходящих на канал главным фасадом. Один из них снесли в 1934 году — церковь во имя св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка или Мироновскую. Ее построили на участке под современным номером 99 по набережной Обводного канала по проекту архитектора Константина Тона. Он известен тем, что строил много церквей (Храм Христа Спасителя в Москве его работа) и вокзалов, в том числе Московский в Петербурге и Ленинградский в Москве. Кстати, самый первый вокзал Царскосельской железной дороги строил тоже Тон.

А еще у него, что называется, в портфолио были почти типовые полковые храмы: Конного полка на Благовещенской площади, Гренадерского полка на Аптекарском острове, Семеновского полка на Введенском канале... Ну и лейб-гвардии Егерского полка — на канале Обводном. Храм этот почти сразу стал считаться образцом русско-византийского стиля, а его принадлежность Егерскому полку была подчеркнута тем, что на стенах висели полковые знамена и золоченые бронзовые доски с именами павших офицеров, начиная с Багратиона. В 1915 году в подвале создали склеп для павших в Первую мировую войну офицеров.

После революции историческое здание не спасли: в 1930 году Мироновскую церковь закрыли и стали хранить в ней овощи, а через 4 года взорвали. Так с тех пор это свято место и пусто. Иногда тут что-то копают и находят фрагменты утраченного здания, но восстанавливать его пока не планируют.
Фото: wikipedia.org. Церковь Воскресения Христова: набережная Обводного канала, 116
Второе крупное культовое сооружение на канале — Церковь Воскресения Христова. В народе ее игриво называют «Церковь с бутылочкой» — по форме колокольни, напоминающей бутылку горячительного, и по принадлежности. Это была церковь Александро-Невского общества трезвости, и интересна она не только удачным сочетанием черт модерна и традиционной русской архитектуры, но и тем, что внутренняя роспись храма делалась по тем же картонам, что и мозаики Спаса на Крови.

В октябре 1930 церковь была закрыта, а в 1989 году — возвращена верующим. В 1992 году в храме отпевали известного ученого Л. Н. Гумилева.
Материал подготовлен специально для ООО СК «Орион плюс»

Автор: Мария Мокейчева, Елена Виноградова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Верстка: Ольга Голубева
Фотографии: предоставлены ООО СК «Орион плюс»