Безопасный переход

Как правильно вести себя в большом городе?

Безопасный переход
Как правильно вести себя в большом городе?
Знаете ли вы ПДД? «Фонтанка» решила это проверить и отправилась понаблюдать за горожанами на железнодорожной станции Удельная. Съемочная группа увидела, как петербуржцы бегают на красный и прыгают с платформы. Почему люди так себя ведут, нам объяснила психолог, а эксперт ОЖД напомнил основные правила безопасности.

Мама, объясни мне, как переходить железную дорогу

Мы отправились на Удельную с ее «знаменитым» переездом. Знают ли дети, как переходить железную дорогу? Выясним на примере семьи Татьяны Востроиловой, мамы восьмилетней Софьи и двухлетней Вари.
Мы отправились на Удельную с ее «знаменитым» переездом. Знают ли дети, как переходить железную дорогу? Выясним на примере семьи Татьяны Востроиловой, мамы восьмилетней Софьи и двухлетней Вари.
«Моя старшая дочь учится в центре города, но через железнодорожный переход на Удельной мы достаточно часто ходим в парк, — рассказала Татьяна. — Раньше подземного перехода не было, и мне пришлось Соне объяснять, как пересекать пути. Потому что, хоть это и регулируемый переход, — там есть светофор, звуковая сигнализация, — но нет «заборчиков», которые бы ограждали пешеходов от перехода через железнодорожные пути во время движения состава. При этом у перехода на Удельной есть такая особенность: красный свет, шлагбаум и предупреждающий звук появляются задолго до прихода любого поезда — грузового, скоростного, электрички. Мне всегда приходится объяснять ребенку, почему нужно стоять столько времени на переходе, где всегда кто-то ходит».
Татьяна, ее дочки Соня и Варя. Семья любит Удельный парк, в который ходит через железную дорогу.
«Моя старшая дочь учится в центре города, но через железнодорожный переход на Удельной мы достаточно часто ходим в парк, — рассказала Татьяна. — Раньше подземного перехода не было, и мне пришлось Соне объяснять, как пересекать пути. Потому что, хоть это и регулируемый переход, — там есть светофор, звуковая сигнализация, — но нет «заборчиков», которые бы ограждали пешеходов от перехода через железнодорожные пути во время движения состава. При этом у перехода на Удельной есть такая особенность: красный свет, шлагбаум и предупреждающий звук появляются задолго до прихода любого поезда — грузового, скоростного, электрички. Мне всегда приходится объяснять ребенку, почему нужно стоять столько времени на переходе, где всегда кто-то ходит».
Татьяна, ее дочки Соня и Варя. Семья любит Удельный парк, в который ходит через железную дорогу.
Объяснения Татьяны комментирует ведущий инженер службы охраны труда и промышленной безопасности
ОЖД Динара Дунаева:
Объяснения Татьяны комментирует ведущий инженер службы охраны труда и промышленной безопасности
ОЖД Динара Дунаева:
«Самое важное. На станции Удельная есть железнодорожный переход для безопасного пересечения путей, и мы убедительно просим маму с дочками пользоваться им. Тот пешеходный настил, о котором идет речь, находится в створе автомобильного переезда — сигнализация там настроена под переезд. Естественно, она срабатывает заранее, дабы исключить аварии и чтобы у дежурной по переезду было время предпринять какие-то действия в случае нештатной ситуации».
ведущий инженер службы охраны труда и промышленной безопасности ОЖД Динара Дунаева
По словам петербурженки, с дочерью они договорились о следующем:
По словам петербурженки, с дочерью они договорились о следующем:
«Всегда смотрим, какой свет, слышим ли звук. И обязательно доходя, но не вступая на железнодорожный переход, смотрим по сторонам. Если в зоне видимости поезд, то мы ждем, пока он пройдет. Если поезда нет в зоне видимости ни справа, ни слева, то можем внимательно проходить».
«Всегда смотрим, какой свет, слышим ли звук. И обязательно доходя, но не вступая на железнодорожный переход, смотрим по сторонам. Если в зоне видимости поезд, то мы ждем, пока он пройдет. Если поезда нет в зоне видимости ни справа, ни слева, то можем внимательно проходить».
«Мама говорит о том, что даже если горит красный свет светофора, но нет поезда, она позволяет себе и дочери пересекать ж/д пути. Это в корне неверно, потому что мы живем в век высоких скоростей: сейчас поезда нет, через секунду он появился. На Удельной два пути, и, естественно, нужно достаточно времени, чтобы пересечь их».
ведущий инженер службы охраны труда и промышленной безопасности ОЖД Динара Дунаева
«При этом у нас и такой договор: если горит зеленый свет и никакого звука, то все равно, подходя к железнодорожному переезду, смотрим по сторонам», — добавила Татьяна.

В 2017 году на Удельной построили подземный пешеходный переход. Татьяна пользуется им, особенно в теплое время года, — туда вполне комфортно можно закатить коляску с маленькой Варей.
«При этом у нас и такой договор: если горит зеленый свет и никакого звука, то все равно, подходя к железнодорожному переезду, смотрим по сторонам», — добавила Татьяна.

В 2017 году на Удельной построили подземный пешеходный переход. Татьяна пользуется им, особенно в теплое время года, — туда вполне комфортно можно закатить коляску с маленькой Варей.
«Смотреть по сторонам при зеленом свете — верно. Конечно, это не автомобильная дорога, когда на зеленый сигнал светофора может мчаться машина. Поезд внезапно из ниоткуда не появится. Но все же следует оглядеться, а потом пересекать пути».
ведущий инженер службы охраны труда и промышленной безопасности ОЖД Динара Дунаева
А Соня, кстати, изучает ПДД с детского сада. По словам ее мамы, однажды воспитатели даже объявили полугодие правил дорожного движения: малышей учили, как безопасно переходить дорогу — в том числе железную. Дошколята вместе с родителями делали елочные украшения в виде знаков дорожного движения и светофоров. Смотрели тематические мультфильмы. В школе с детьми также проводят подобные уроки, и это дает свои результаты.
«Софья знает правила дорожного движения. Иногда невнимательность ее подводит, но я стала замечать: если дочь идет вместе с другими детьми, то она следит за остальными и при переходе дороги она более осмотрительна, чем ее подружки», — подытожила Татьяна.
Судя по увиденному нами позже на Удельной, говорить о безопасности на железной дороге нужно, действительно, буквально с пеленок.

Как нарушают на Удельной

Съемочная группа «Фонтанки» появилась у переезда в 10.00: в тот момент, когда к станции только подошел пригородный электропоезд. Пассажиры прыгали с платформы практически на рельсы, да еще и в слепой зоне состава, где их не может видеть машинист. Горел красный светофор, сигнализация трезвонила на всю округу, но если автомобили послушно встали перед закрытым шлагбаумом, то перемещение людей напоминало броуновское движение: они бегали кто как хотел — прямо, по диагонали и даже зигзагами. Сверху на все это смотрела дежурная по переезду Зоя Цветкова, мы поднялись к ней.
Зоя Юрьевна — местная знаменитость.
Три года назад на YouTube был опубликован ролик, на котором сотрудница железной дороги буквально спасает пешехода из-под колес скоростного поезда. Она надрывно кричит и машет желтым флажком, останавливая человека в шаге от «Аллегро». Видео с ее участием набрало миллионы просмотров. После этого коллеги и благодарные пешеходы подарили Зое Цветковой два мегафона. По словам дежурной, недавно ситуация повторилась: только резкий окрик не дал женщине-пешеходу попасть под поезд.
«Она сначала опешила, а потом поблагодарила меня — спасибо, говорит, большое. На мой вопрос, зачем же она так неосторожно, отвечает: просто задумалась», — рассказала сотрудница ОЖД.
Мы решили провести эксперимент. Закрепили на будке видеокамеру, которая в течение двух часов фиксировала ситуацию на переезде. Хорошо, что мы журналисты, а не сотрудники полиции: сотни людей в этот день могли бы оказаться с административными протоколами. А уж сколько штрафов насобирали бы!
За два часа буднего дня правила дорожного движения на Удельной нарушили более 1200 пешеходов. Увиденное впечатлило даже специалиста-железнодорожника.
Судите сами: с 10.00 до 12.00 через Удельную прошли два «Аллегро» — в Петербург и Хельсинки, две выборгские «Ласточки», а еще обычные электрички и грузовой состав. За это же время 1250 человек нарушили правила дорожного движения, пройдя на красный сигнал светофора. Были и такие, кто выбегал на пути, когда поезд был уже совсем рядом. 18 пассажиров спрыгнули с платформы на дорогу, лишь по счастью не переломав себе ноги.
1250

человек нарушили правила дорожного движения
18

пассажиров спрыгнули с платформы на дорогу
Зоя Юрьевна смотрит на это, сокрушаясь. Она признается, что не может забыть людей, погибших на ее глазах во время дежурства.
«Суббота, май, день города. Народу очень много. По первому пути шла электричка, люди стояли, ждали. А тот мужчина на велосипеде ехал с футбола. Он даже не посмотрел, что по второму пути на большой скорости неслась дрезина. Выскочил на пути... — вспоминает дежурная по переезду. От удара дрезиной он перелетел со второго пути на первый. Когда дрезина остановилась, мы увидели его без одежды. Знаете, что поезд человека «раздевает»?.. Помню, как жена его приходила, двое детей у них осталось. 40 лет всего ему было. Поезд — это страшная штука».
Зоя Цветкова, дежурная по переезду
«Суббота, май, день города. Народу очень много. По первому пути шла электричка, люди стояли, ждали. А тот мужчина на велосипеде ехал с футбола. Он даже не посмотрел, что по второму пути на большой скорости неслась дрезина. Выскочил на пути... — вспоминает дежурная по переезду. От удара дрезиной он перелетел со второго пути на первый. Когда дрезина остановилась, мы увидели его без одежды. Знаете, что поезд человека «раздевает»?.. Помню, как жена его приходила, двое детей у них осталось. 40 лет всего ему было. Поезд — это страшная штука».
«А еще был случай с двумя нетрезвыми гостями из Белоруссии. Грузовой шел, а они танцевали на резинокордовом покрытии переезда. Мы предупреждали, и машинист сигналил. Кончилось тем, что одного зацепило: он отлетел на дорогу. Остался жив, но в шоковом состоянии. До сих пор стоит в глазах картина: эти мужчины несли в пакете куриные окорочка, так этими окорочками здесь все было засыпано. Потом собаки ходили, таскали это все. Помощник машиниста так ругался: у тебя совесть есть? Ты чего там танцевал? Но … такие люди», — разводит руками Зоя Цветкова.
К середине марта 2020 года на территории Октябрьской железной дороги под колеса поездов попали 40 человек, 26 из них получили травмы, несовместимые с жизнью. Погибло 2 несовершеннолетних. В Петербурге травмировано 9 граждан, из них 7 погибло. В Ленинградской области попали под поезда 5 человек, 2 погибло.
Дежурная мечтает, чтобы хоть денек у переезда подежурила полиция и поштрафовала нарушителей. Может, это бы сработало? На самосознание и культуру местных жителей Зоя Юрьевна, похоже, уже не рассчитывает. И съемочная группа «Фонтанки» вынуждена с ней согласиться. Ведь мы сами убедились в том, что ответственность пешеходов, как бы это сказать помягче, минимальна. Журналист в ярком зеленом «сигнальном» жилете, с диктофоном, решил лично проинспектировать ситуацию на переезде. Посторонний человек, который явно здесь не просто так находится, никого не смутил! Бегущие по своим делам на Удельной смотрели на корреспондента с любопытством и… продолжали прыгать с платформы, перебегать на красный, как ни в чем не бывало. Мы решили спросить их, почему.
Мама с двумя маленькими детьми бежит на красный:

— Почему вы идете с детьми на красный? — спрашиваем родительницу.
— А мы всегда идем так!
— Сейчас «Аллегро» подойдет, вам не страшно?
— Ой, «Аллегро», наш любимый! Прямо сейчас?.. Это вы нас снимаете? Ааа, застукали!
— Почему вы все-таки идете на красный?
— А мы тут 5 раз в день ходим. Мы здешние люди, которые чувствуют поезд за километры. Мы его чувствуем всем своим телом. «Аллегро» проезжает на такой скорости! Это такая энергетика бешеная! Она нас так заряжает, когда солнца нету! У меня дети в диком восторге от него.
Мама с двумя маленькими детьми бежит на красный:

— Почему вы идете с детьми на красный? — спрашиваем родительницу.
— А мы всегда идем так!
— Сейчас «Аллегро» подойдет, вам не страшно?
— Ой, «Аллегро», наш любимый! Прямо сейчас?.. Это вы нас снимаете? Ааа, застукали!
— Почему вы все-таки идете на красный?
— А мы тут 5 раз в день ходим. Мы здешние люди, которые чувствуют поезд за километры. Мы его чувствуем всем своим телом. «Аллегро» проезжает на такой скорости! Это такая энергетика бешеная! Она нас так заряжает, когда солнца нету! У меня дети в диком восторге от него.
Вот побежала пенсионерка:

— Почему вы идете на красный? Сейчас же «Аллегро» придет!
— Хорошо, пусть приходит.
Вот побежала пенсионерка:

— Почему вы идете на красный? Сейчас же «Аллегро» придет!
— Хорошо, пусть приходит.
Буквально ловим за рукав задумчивого мужчину:

— Почему вы идете на красный?
—А разве красный? Честно, не заметил.
—О чем вы сейчас думали?
— (убегая) О том, чтобы быстрее успеть на красный.
— … О том, что жить надоело, — комментирует стоящая рядом женщина.
Буквально ловим за рукав задумчивого мужчину:

— Почему вы идете на красный?
—А разве красный? Честно, не заметил.
—О чем вы сейчас думали?
— (убегая) О том, чтобы быстрее успеть на красный.
— … О том, что жить надоело, — комментирует стоящая рядом женщина.
Группа студентов явно не расположена к беседам, но не можем не спросить:

— Ребята, почему вы бежите на красный? Ведь «Аллегро» же идет!
— Потому что мы торопимся.
— Вам не страшно?
— Нет.
Группа студентов явно не расположена к беседам, но не можем не спросить:
— Ребята, почему вы бежите на красный? Ведь «Аллегро» же идет!
— Потому что мы торопимся.
— Вам не страшно?
— Нет.
Затем мы для чистоты эксперимента сходили к пешеходному переходу. Он ближе к метро, выходит прямо к остановке маршруток в сторону Коломяг. Ступени низкие, освещение есть, пандус тоже. Но навстречу нам попадаются лишь два человека. Остальные — мы уже знаем где. Ну не абсурд ли?
Затем мы для чистоты эксперимента сходили к пешеходному переходу. Он ближе к метро, выходит прямо к остановке маршруток в сторону Коломяг. Ступени низкие, освещение есть, пандус тоже. Но навстречу нам попадаются лишь два человека. Остальные — мы уже знаем где. Ну не абсурд ли?

Почему мы так поступаем?

Как объяснить поведение человека, который бесстрашно бежит под поезд на красный? С таким вопросом мы обратились к психологу Светлане Митяевой, которая, кстати, и сама часто ездит через Удельную.
— Никаких исследований на тему, почему люди пренебрегают правилами безопасности на железной дороге, нет, — рассказала Светлана Николаевна. — Но могу точно сказать: явление одно, а причин несколько. Во-первых, человек не воспринимает город как средоточие большой опасности. Как ни странно, в лесу он будет более внимательным, а оживленные магистрали расслабляют.
— Никаких исследований на тему, почему люди пренебрегают правилами безопасности на железной дороге, нет, — рассказала Светлана Николаевна. — Но могу точно сказать: явление одно, а причин несколько. Во-первых, человек не воспринимает город как средоточие большой опасности. Как ни странно, в лесу он будет более внимательным, а оживленные магистрали расслабляют.
Кроме того, когда городской житель идет по улице, все его внимание сосредоточено на собственных проблемах, а не на том, что вокруг него. Попробуйте спросить у пешехода: «О чем ты думаешь сейчас?» Окажется — о чем угодно, только не о ситуации на дороге. Наушники еще больше усугубляют погружение в себя. И перестроиться, когда вдруг возникает опасность, быстро не получается.
Не стала бы я сбрасывать со счетов и такую банальную вещь, как плохое знание физики и математики. Да, когда ты переходишь дорогу, оно тоже нужно. Человек по большей части находится не во внешнем мире, а в своем представлении о нем. Многие молодые мужчины склонны завышать мнение о своих возможностях, в том числе скоростных. Проще говоря, не успевают опередить несущийся на них транспорт.
А в каких-то случаях риск на дороге — это банальный выброс адреналина. Кто-то сходит в спортзал и поколотит грушу, избавившись от накопившегося стресса, а кто-то побежит через проезжую часть. Еще я бы добавила сюда психические травмы.
И, пожалуй, последнее. Современный человек ощущает себя «поставленным в стойло» из-за многочисленных социальных запретов: туда не ходи, этого не делай. Возможно, прыгающие через закрытые турникеты молодые люди таким поступком именно пытаются преодолеть запреты.

А как надо правильно?

Что делает для того, чтобы спасти жизнь и здоровье пешеходов, Октябрьская железная дорога?
«Прежде всего, мы проводим акции на железнодорожных вокзалах. Например, есть акция «Засветись», когда мы говорим пассажирам, что зимой и в темное время суток нужно носить светоотражатели, — рассказывает ведущий инженер службы охраны труда и промышленной безопасности ОЖД Динара Дунаева. — У нас есть и технические мероприятия: строительство пешеходных переходов, обрудованных сигнализацией. Мы возводим ограждения железнодорожных путей. Шумозащитные экраны также помогают нам предотвратить несанкционированный выход граждан на объекты железнодорожной инфраструктуры. Но все это мероприятия плановые, не быстрые: мы не можем в один день построить забор и оградить всю железную дорогу. Поэтому очень важно, чтобы люди сами понимали, насколько опасными могут быть их действия».
ведущий инженер службы охраны труда и промышленной безопасности ОЖД Динара Дунаева
«Прежде всего, мы проводим акции на железнодорожных вокзалах. Например, есть акция «Засветись», когда мы говорим пассажирам, что зимой и в темное время суток нужно носить светоотражатели, — рассказывает ведущий инженер службы охраны труда и промышленной безопасности ОЖД Динара Дунаева. — У нас есть и технические мероприятия: строительство пешеходных переходов, обрудованных сигнализацией. Мы возводим ограждения железнодорожных путей. Шумозащитные экраны также помогают нам предотвратить несанкционированный выход граждан на объекты железнодорожной инфраструктуры.
Но все это мероприятия плановые, не быстрые: мы не можем в один день построить забор и оградить всю железную дорогу. Поэтому очень важно, чтобы люди сами понимали, насколько опасными могут быть их действия».
По мнению специалиста, воспитывать культуру безопасности нужно с детского возраста. Подрастающее поколение гибче и внимательнее воспринимает важную информацию:
«Родители, разговаривайте со своими детьми, — призывает Динара Дунаева. — Все мы много работаем и очень загружены, надеемся на школу. Да, там учат ПДД, но преподаватель — все-таки посторонний человек, а когда мама или папа напоминают правила безопасности (а еще лучше — сами подают хороший пример), это, несомненно, будет иметь эффект».
«Объясняйте детям: 2-3 секунды, которые вы сэкономили, перебежав железную дорогу, не стоят риска. Любите свою жизнь и не позволяйте, чтобы какая-то оплошность ее вдруг оборвала», — подытожила специалист.
МОЖНО
Переходить ж/д пути через пешеходные мосты, тоннели, переезды. Если их нет — пользоваться настилами и искать указатели «переход через пути».
При приближении состава — остановиться не менее чем за 5 метров от пути, по которому идет поезд, пропустить и, убедившись в отсутствии движения по соседним путям, продолжить переход.
Идти только на зеленый, убедившись, что в зоне видимости нет движущегося поезда или локомотива.
При переходе через пути всегда снимать капюшон и наушники.
НЕЛЬЗЯ
Ходить по железнодорожным путям.
Переходить или перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров.
Переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии поезда встречного направления.
Переходить ж/д переезды при закрытом шлагбауме или на красный сигнал светофора.
На станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь.
Проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.
Проходить по ж/д мостам и тоннелям, не оборудованным пешеходными дорожками.
Подлезать под закрытый шлагбаум на переезде, а также выходить на переезд, когда шлагбаум начинает закрываться.
На электрифицированных участках подниматься на опоры, а также прикасаться к спускам, идущим от опоры к рельсу.
Приближаться к лежащему на земле электропроводу на расстояние ближе 8 метров.
Ходить в капюшоне через ж/д.
Разговаривать по телефону, слушать музыку в наушниках во время перехода через железную дорогу.
Материал подготовлен в партнерстве с Октябрьской железной дорогой с целью информирования и просвещения населения.


Автор: Анастасия Коренькова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографы: Михаил Огнев, Алексей Рожнов
Оператор: Алексей Рожнов
Обложка: freepik.com
Дизайнер: Екатерина Елизарова

Спецпроекты «Фонтанки.ру»