При этом нельзя сказать, что все вчерашние школьники штурмуют вузы. Уже не первый год в городе довольно высокие конкурсы на обучение по рабочим специальностям — от 2 до 7 человек на место, а каждый третий выпускник школы идет в средне-профессиональное образование, рассказал начальник отдела профессионального образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Владислав Фролов. По его словам, в последние два года усиливается конкуренция и со стороны иногородних абитуриентов. Это сказывается и на проходном балле — по трети специальности он сейчас в районе 4, а на специальностях в сфере электроники, IT, радиотехники достигает 4,2-4,3 балла. Профессии, связанные с металлообработкой, в частности слесари, — от 3,2 до 3,7 баллов.
Процесс обучения должен строиться на преемственности образовательных программ — начиная с курсов, учебных структур крупных предприятий и заканчивая вузами, —считает Владислав Фролов. Сейчас основа всего — компетенции, то есть определенные знания, навыки и умения в рамках специальности, которую человек получает на базе 9, 11 классов или в зрелом возрасте — это не важно. Некоторые профессии в привычном виде уходят в прошлое, однако их компетенции переходят к другим специальностям. Например, так постепенно происходит с профессией слесаря.
— Преемственность позволит человеку увеличивать число компетенций всю жизнь, развиваться профессионально начиная с выбора профессии в 16 лет и до самых 65, — полагает Владислав Фролов. — И чем шире этот спектр, тем устойчивее на рынке труда он будет. Поэтому с 2013 года в наших учреждениях мы увеличили число профессий и специальностей со 120 до 200, и новые появляются почти ежегодно, например, в 2019 — восемь новых.