круглый стол

Без бумаг и личного контакта.

Как строительство и продажи жилья уходят в цифру
фото: pixabay.com
Еще недавно о BIM-проектировании, онлайн-продажах, виртуальных экскурсиях по будущей квартире и других цифровых технологиях в недвижимости говорили как о «фишках», дающих конкурентное преимущество строителям и вызывающих любопытство у покупателей. С марта все изменилось: запрос на дистанционные сервисы возрос, а грамотное внедрение технологий стало условием выживания в новых условиях.
Как строители оптимизируют свои рабочие процессы и общаются с покупателями на расстоянии, эксперты рассказали «Фонтанке» в рамках круглого стола — дистанционного, в соответствии с запросом времени.
Отчет компании McKinsey по уровню цифровизации различных отраслей поместил строительную область на предпоследнее место. Как отметил Илья Зеленкин, директор по технологиям и IT ABC Integra, хуже дела обстоят только в сельском хозяйстве.
генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов
— У покупателей во взаимоотношениях со строителями самое востребованное сейчас — получение всевозможных документов от Росреестра, — пояснил генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов. — Оформление договоров долевого участия, прав собственности на объект, договоров купли-продажи через нотариуса — все это уже переведено в электронный вид и делается с помощью электронной подписи.
Для строителей в разрезе цифровизации сейчас наиболее актуально проектирование, получение исполнительной документации. В перспективе будет востребовано ведение журналов технического надзора и журналов исполнительной документации строительных объектов. Пока все это делается в бумажном виде, но отрасль работает над переводом процессов «в компьютер». Это позволит контролировать все этапы строительства: от поступления материалов на стройплощадку до сдачи дома в эксплуатацию.

Скорее, востребованы не цифровые технологии, а методики их объединения и интеграции в экосистему предприятия, уточнила Мария Андреева, директор департамента информационных технологий Setl Group. Из относительно новых эксперт называет технологии информационного моделирования (BIM), лазерного сканирования (НЛС), бизнес-анализа и анализа больших данных (BIGDATA, AI, BI), а также электронный документооборот, особенно актуальный в связи со сложившейся ситуацией в мире. Из методик — инвесторский контроль, управление данными и непосредственное проектное управление.

Что касается AR и VR, то, по мнению Марии Андреевой, это не особенно востребованные технологии в строительстве, так как они требуют качественного цифрового контента и производительных конечных устройств воспроизведения.
— Где эти технологии действительно могут помочь в данный момент, так это в сфере продаж. Но для качественного и полезного контента нужны немалые инвестиции, а они не оправданы, пока от подобных технологий больше «вау-эффекта», чем прямого влияния на продажи. Они больше работают на имидж фирмы или объекта продажи, — считает Мария Андреева.
Мария Андреева, директор департамента информационных технологий Setl Group
Тем не менее, примеры полезных разработок в этой сфере именно для стройки есть. В своем пилотном проекте по AR-технологии для одного из застройщиков Северной Европы в ABC Integra создали мобильное приложение для смартфонов, позволяющее «видеть» сквозь стены. Если навести телефон на любую стену, пол или потолок, можно увидеть все этапы возведения здания, слой за слоем, как ленту в Instagram.
Илья Зеленкин, директор по технологиям и IT ABC Integra
— В нашем проекте мы создавали 3D-модели целого этажа офисного здания без специального оборудования, — рассказал Илья Зеленкин. — Возможность контроля еженедельного прогресса, а также «размещения» с помощью смешанной реальности целого этажа на столе в переговорной улучшили взаимоотношения с клиентом. А прогулки в шлеме виртуальной реальности по настоящему объекту с возможностью мгновенно «прикинуть» будущую планировку произвело настоящий фурор.
Еще одним из важнейших аспектов можно назвать цифровизацию строительных процессов, отметил Максим Жабин, заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой». Имеется в виду контроль стройки, вопросы, связанные с бизнес-процессами и управленческим учетом, а также взаимоотношениями с клиентами — это, в том числе, CRM системы, позволяющие управлять отношениями отдела продаж с клиентом. По словам эксперта, если в продажах такие системы уже довольно развиты, то в строительном направлении подобные продукты либо недоработаны, либо пока обладают узким функционалом.
— Отдельно отмечу цифровизацию управленческого учета — это управление капиталом, а именно самим девелоперским бизнесом — EERP, — пояснил Максим Жабин. — Это система внутри самой организации, куда должно входить также и BIM. В целом, вся оцифровка этих процессов позволяет их оптимизировать по времени, стоимости, учету и анализу эффективности. Сейчас это особенно актуально: чем быстрее ты строишь, тем быстрее реагируешь на разные изменения. Сколько у тебя возможностей для правильного анализа полученной информации, настолько ты успешен.
Максим Жабин, заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой»

BIM как неизбежность

фото: pixabay.com
Самой популярной аббревиатурой в строительстве в последнее время стала BIM: Building Information Modelling или цифровое моделирование в строительстве.
генеральный директор агентства недвижимости ГК «КВС» Анжелика Альшаева
— Внедрение BIM позволит еще на эскизной стадии проекта искать более эффективные и экономичные конструктивные и инженерные решения, снизит риск типовых ошибок, сделает более точным расчет материалов, значительно сократит сроки проектирования, — полагает генеральный директор агентства недвижимости ГК «КВС» Анжелика Альшаева. — В условиях перехода на проектное финансирование такие решения нужны, поскольку позволят в долгосрочной перспективе оптимизировать себестоимость строительства, а значит, сохранить доступные цены на жилье для покупателей.
По ее словам, ГК «КВС» уже начала внедрение информационного моделирования. Жилой микрорайон в Стрельне и следующие очереди ЖК «Ясно.Янино» станут первыми проектами компании с использованием BIM-технологий.

BIM-технологии в виде различных платформ применяются в проектировании объектов Санкт-Петербурга довольно широко, однако в процессе управления строительством они находятся на начальном уровне, комментирует директор СПб ГБУ "Управление строительными проектами" Юрий Кабушка.
BIM-технологии в управлении, прежде всего, будут интересны для крупных строительных объектов со сроком исполнения более одного года, - поясняет Юрий Кабушка. - С их помощью можно повысить эффективность управления персоналом, материально-технического снабжения, организации строительно-монтажных работ. Внедрение BIM-технологий позволит оперативно скорректировать график производства работ с учетом сезонности и избежать простоев рабочих. Учет и координация всех процессов даст возможность сэкономить средства и сократить сроки ввода в эксплуатацию объектов.
директор СПб ГБУ "Управление строительными проектами" Юрий Кабушка
В качестве примера он приводит систему инвесторского контроля от петербургских разработчиков с коммерческим наименованием «АСИК». На сегодняшний день с ее помощью контролируется в Петербурге более 70 проектов или 7 млн. кв. м строительства на сумму 132 млрд рублей. Так, система применялась при сооружении КВЦ «Экспофорум», ряда крупных жилых комплексов ведущих застройщиков города, школы №525 в Московском районе и других объектов. В частности, школу удалось ввести в эксплуатацию на 4 месяца раньше без ущерба качеству именно за счет применения системы BIM-технологии управления строительством.

Также Юрий Кабушка считает целесообразным применить BIM-технологии в управлении строительством одного из крупнейших проектов с участием правительства Петербурга – нового здания спортивно-концертного комплекса у Парка Победы: «Такое сотрудничество будет взаимовыгодным, поскольку строители смогут успешно выполнить взятые на себя обязательства и по срокам, и по стоимости, а BIM-технологии получат импульс для дальнейшего развития и повсеместного применения не только в строительстве».

Еще одно важное преимущество BIM проявилось буквально в последние месяцы.

В условиях противоэпидемиологических мероприятий много людей работают в дистанционном режиме, что не может не отразиться на сферах, требующих личного присутствия, - комментирует Юрий Кабушка, - компании, которые используют BIM-технологии, несомненно, находятся в более выигрышном положении, потому что могут наблюдать и управлять всеми процессами не выходя из дома.
По мнению Алексея Белоусова, в ближайшие годы большинство застройщиков перейдет на использование BIM-технологий, но на сегодняшний день все выбирают сами, использовать им этот метод проектирования или нет. Повышение качества проектных работ с помощью BIM позволяет экономить хоть и не очень большие, но достаточно необходимые сейчас средства. Эта цифровая модель позволяет минимизировать ошибки и уже на этапе проектирования за счет точности расчетов заложить экономию, например, стройматериалов. Нельзя забывать, что ошибки, «всплывающие» уже во время строительства, обходятся очень дорого. А цифровая модель вылавливает огрехи сразу, на ней видно то, чего не увидишь на бумаге. Но не стоит забывать, что можно спроектировать прекрасно, но испортить бездарным исполнением, поэтому важен контроль всех этапов.

— BIM — это наше возможное будущее, — считает Мария Андреева. — Но чтобы выгоды от работы с цифровой моделью покрывали затраты, нужно перестроиться самому бизнесу. Этот вопрос уже лежит в сфере цифровой трансформации современной стройки. Объективно, информационное моделирование зданий начинается раньше — с финансовых взаимоотношений, анализа пятен застройки и т.д. Сегодня все это цифровые показатели, которые создаются, хранятся и управляются в рамках существующего информационного комплекса предприятия. Система автоматизированного проектирования (САПР) отлично дополняет эту историю за счет структурированных данных. По факту компания прежде всего должна выстроить полноценные сквозные бизнес-процессы, заставить команду работать в одном цифровом поле с одними и теми же объектами. Надо понимать: работа с единой цифровой моделью требует как подготовки кадров, так и всей инфраструктуры, что также ведет к немалым затратам.
— BIM-технологии сокращают процесс планирования и исполнения, — добавляет Илья Зеленкин. — Однако, по нашему опыту, более эффективным является выстраивание максимального количества процессов и инфраструктуры с помощью BIM. Одно из самых интересных направлений — применение BIM-файлов как базы данных уникальных объектов. Разработанные нами технологии изменили принцип хранения данных: мы привязали объект к координатам. То есть любая часть здания и помещения внутри него (кондиционер, труба, стена) стала полноценным решением своих же возможных проблем.

Например, при сбое в работе вентиляции, протечке трубы и т.д. пользователь заводит кейс внутри нашего приложения, снимает на видео проблему, которая сразу же получает координаты. Они транслируются в BIM-файл, в котором появляется новая запись. Кейс распределяется подрядчику, который уже знает точное место протечки трубы, ее диаметр и производителя, знает в чем проблема и как ее решить. По завершении работы подрядчик внутри приложения снимает видео результата, и BIM-файл также обновлялся. Таким образом удается значительно снизить издержки, повторные визиты и выстроить механизм контроля качества всех работ.

Никуда ходить не надо

фото: pixabay.com
Обстоятельства последнего месяца показали, насколько актуально сейчас онлайн-взаимодействие с клиентами. Востребованность дистанционных сервисов подстегнула и девелоперов, даже если раньше они не уделяли этой сфере достаточно внимания.

— События с эпидемией коронавируса и мерами по самоизоляции и карантину показали, что IT-разработки могут напрямую влиять на устойчивость бизнеса, — заявила Анжелика Альшаева. — Те, кто не вкладывался в цифровые сервисы ранее, сейчас спешно настраивают удаленную работу сотрудников и отдела продаж. И дистанционные сервисы для покупателей станут все более востребованными в нынешних условиях.

По ее словам, многие покупатели сейчас стоят перед выбором: с одной стороны, хочется побыстрее оформить сделку, так как ставки по ипотеке могут пересмотреть. С другой — есть объективные препятствия в виде ограничений из-за коронавируса.
— У нас это противоречие снято — покупателям вообще не требуется выходить из дома. Сейчас мы видим заметное увеличение числа заявок через онлайн-магазин квартир, который мы запустили год назад, — рассказала она. — Сервис позволяет полностью удаленно оформить сделку с компьютера или смартфона. Выбор квартиры, одобрение ипотеки проходит дистанционно. ДДУ подписывается электронной подписью и после проходит электронную регистрацию в Росреестре.

Сервис особенно удобен для иногородних клиентов, доля которых в петербургской агломерации достигает 25-30%. Около половины из них не имеют времени на поездки в Петербург и готовы заключить сделку дистанционно. Это было возможно и раньше, но процесс был достаточно архаичен: документы направлялись клиенту почтой, подписывались, отправлялись обратно.
фото: pixabay.com
Актуальны сейчас также дистанционные сервисы по управлению домом. Например, через личный кабинет ГК «КВС» можно подать заявку в диспетчерскую онлайн, отправить показания счетчиков, оплатить коммунальные услуги.

— Мы поставили целью полностью оцифровать процессы в ближайшие три года, — рассказал Максим Жабин. — Сегодня, например, мы активно внедряем в работу коммерческого блока CRM-систему, дистанционное взаимодействие с клиентом, онлайн-просмотр квартир и экскурсии по нашим жилым домам. Тем не менее, конечное очное присутствие клиента в настоящий момент все же необходимо. Сейчас мы работаем с органами власти и налаживаем эти процессы, чтобы иметь возможность заключения договора дистанционно. Главный вопрос здесь — обеспечение безопасности таких сделок, но и это решится в самом недалеком будущем.
По мнению Алексея Белоусова, дистанционные сделки — привлекательный инструмент, но покупатель пока не настолько погружен и не сильно доверяет виртуальным моделям, он хочет посмотреть вживую и увидеть, как объект строится, какие виды вокруг, ведь нарисовать на картинке можно что угодно.

— Далеко не факт, что виртуальная реальность будет соответствовать будущему объекту, — полагает Белоусов. — По первым отзывам от потребителей могу сказать, что пока это не нашло массового применения, но хорошо работает как инструмент привлечения внимания. Без сомнения, эти сервисы вызовут интерес у региональных покупателей, которым важно видеть не только картинку, но и удаленно выглянуть из окна и пройтись по будущей квартире. Оценка в трехмерном пространстве создает определенный посыл приехать и посмотреть объект на месте.

— Прежде всего, человека привлекает сейчас все, что можно сделать, не выходя из дома, или же в мобильном устройстве, — отмечает Мария Андреева. — К сожалению, полный цикл продажи недвижимости, включая удаленное подписание договора — это пока вопрос будущего. Но сам факт, что почти весь процесс до заключения договора, включая подачу документов на ипотеку и внесение залога, уже возможен через интернет и очень востребован, говорит сам за себя.

Ближайшее будущее

фото: pixabay.com
Сама по себе отрасль девелопмента и генподряда консервативна, тяжело поддается изменениям. Но если говорить о будущем, то цифровой тренд отчетливо виден.

— Именно правильный анализ полученной информации станет трендом ближайших 5-10 лет в строительной сфере, — считает Максим Жабин. — Если не понимать конечный ценный продукт каждого процесса, его оцифровка не будет успешной. Для начала надо разобрать все строительные процессы по частям, определить ожидаемый результат и только после этого внедрять оцифровку.

— Есть аспекты строительства и продаж жилья, которые нуждаются в дальнейшей цифровизации, — отметил Илья Зеленкин. — Например, отслеживание истории строительства вплоть до конкретного исполнителя работ является передовой областью инноваций. Для потребителя безусловным плюсом является возможность иметь цифровую карту офиса или квартиры в своем смартфоне — с документацией по электричеству, расположению труб и детальной картой скрытых работ. Ключевой для этого ПО стала возможность смотреть «сквозь стены» в дополненной реальности с помощью гаджета, возможность записи прогресса строительства на всех стадиях и анализ качества искусственным интеллектом.
По словам Алексея Белоусова, безусловно, в кризис застройщик вынужден заниматься оптимизацией и сокращением издержек, поиском путей повышения производительности труда. Но необходимо понимать, что любая модернизация — это затраты, а в условиях кризиса найти дополнительные средства гораздо сложнее. Поэтому преждевременно говорить о том, что нынешняя ситуация подстегнет строителей к использованию дистанционных и прочих цифровых технологий.

— Понятно, что цифровизация пока не коснется отливки бетона, монтажа железобетонных конструкций и отделочных работ, — подытожил Белоусов, — но все, что касается логистики, поставки материалов на стройку, ведения и отслеживания качества работ, без сомнения, будет оцифровано. И сами участники отрасли в этом заинтересованы.
Автор: Анна Романова
Редактор: Мария Мокейчева
Корректор: Елена Виноградова
Фотографии предоставили IT ABC Integra, СРО А «Объединение строителей СПб», СК «ЛенРусСтрой», ГК «КВС», холдинг Setl Group.
Куратор: Галина Демидова
Верстка: Татьяна Сорокина