круглый стол

Петербург онлайн

Как операторы связи справляются с растущим трафиком
фото: pixabay.com
Переход на удаленную работу в условиях самоизоляции переместил большинство пользователей из офисов домой. Это не только открыло для телеком-операторов новые ниши, но и заставило задуматься о будущем — ведь часть наработок определенно можно будет использовать и в «мирное» время.
Какие сервисы стали пользоваться наибольшим спросом, как изменился уровень трафика и оказались ли готовы операторы и IT-компании к вызовам самоизоляции, обсудили участники круглого стола «Фонтанки» и TelecomDaily, который прошел, в соответствии с трендами времени, в формате видеоконференции.
Алексей Титов
директор по региональному развитию ПАО «МегаФон»
Эвелина Дорошенко
директор по работе с массовым сегментом МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»
Максим Кононенко
директор по работе с корпоративным и государственным сегментами по Санкт-Петербургу и Ленинградской области макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»
Максим Иконников
коммерческий директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2
Роман Шулимов
директор по продажам Центра Обработки Данных Linxdatacenter Роман Шулимов
Георгий Чуравцов
директор по продажам на массовом рынке ПАО «МТС»
Сергей Сергеев
технический директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2
Евгения Корж
директор по работе с бизнес-рынком МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Дмитрий Глотов
директор региона Запад компании «ВымпелКом»

Смена дислокации

фото: pixabay.com
Переход значительного количества корпоративных клиентов на работу в удаленном режиме телеком-операторы почувствовали первыми. Но для них это не стало неожиданностью, тем более что и сами они трудятся в тех же условиях.
— Более половины наших сотрудников также работают в удаленном режиме, и наша задача в том, чтобы избежать потерь в сроках и качестве как при подключении новых абонентов, так и в обслуживании действующей клиентской базы, — рассказал директор по работе с корпоративным и государственным сегментами по Санкт-Петербургу и Ленинградской области макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Максим Кононенко. — Для нас то, что все больше людей работает дома означает, что требуется и усиление домовых сетей, и расширение магистральных каналов, а также более четкая работа службы мониторинга: мы интересуемся у корпоративных клиентов качеством работы на дому и оперативно даем знать в наш отдел по работе с частными клиентами.
директор по работе с корпоративным и государственным сегментами по Санкт-Петербургу и Ленинградской области макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Максим Кононенко
Максим Кононенко
директор по работе с корпоративным и государственным сегментами по Санкт-Петербургу и Ленинградской области макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»
Что касается запросов со стороны b2b-клиентов, то, например, в фуд-индустрии и ресторанном бизнесе, которые перешли в режим доставки, растет спрос на удаленный контроль качества пищевых продуктов и блюд, а значит, востребовано видеонаблюдение. Пандемия создает мощный толчок в сторону развития дистанционного канала продаж большинства отраслей. У клиентов выросла потребность в создании виртуальных АТС, проведении аудио- и видеоконференций, усилении сервисного оборудования, отметил Максим Кононенко.

Люди не только остались дома, многие отправились в самоизоляцию на дачи, что отразилось на сети и на трафике мобильных операторов связи.
директор по региональному развитию ПАО «МегаФон» Алексей Титов
Алексей Титов
директор по региональному развитию ПАО «МегаФон»
— В первую неделю мы увидели максимальную динамику смещения трафика, по которой можно было строить планы, что делать с сетью дальше, — сообщил директор по региональному развитию ПАО «МегаФон» Алексей Титов. — Мы были готовы к такому ходу событий, ведь аналогичный трафик мы наблюдаем в обычное время вечером, когда все дома. Однако теперь он растянут на весь день: дневной трафик ушел из бизнес-центров в дома, а из центральных районов — в спальные.
По словам Алексея Титова, абоненты стали больше говорить — в режиме самоизоляции и удаленной работы многие вопросы решаются «голосом». Также сильно растет объем видеотрафика, в том числе в мессенджерах. Многократно выросло использование сервиса видеоконференций Zoom, WhatsApp — в два раза, Skype — в три, остальные тоже растут.

«Рост передачи данных и голоса вырос в среднем на 10% но в отдельных локациях есть рост и на 30%, — заявил Алексей Титов. — В целом мы оказались готовы к таким переменам, хотя местами нам пришлось расширять ёмкость, усиливать сеть».
— Мы тоже видим увеличение трафика и голосового, и мобильного, причем если в городе рост на 15-20%, то в области есть локации, где трафик вырос в два раза, — отмечает директор по продажам на массовом рынке ПАО «МТС» Георгий Чуравцов, — в основном за городом он растет за счет пользования социальными сетями – это 50%, а еще 20-30% — это Youtube. Понятно, почему так происходит – дома мы все пользуемся, в основном, фиксированной связью, домашним интернетом, а на даче такой возможности, как правило, нет, и люди чаще используют мобильный интернет.
директор по продажам на массовом рынке ПАО «МТС» Георгий Чуравцов
Георгий Чуравцов
директор по продажам на массовом рынке ПАО «МТС»
Георгий Чуравцов отметил, что сеть была построена с большим запасом и продолжает модернизироваться, так что у компании хватит ресурсов на долгое время, чтобы выдерживать растущую нагрузку.
Эвелина Дорошенко, директор по работе с массовым сегментом МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»
Эвелина Дорошенко
директор по работе с массовым сегментом МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»
— В связи с массовым переходом на удаленную работу, повышенным спросом на дистанционное образование и цифровые видеосервисы мы наблюдаем увеличение нагрузок на каналы связи и мультимедийную платформу Wink, где мы открыли доступ к большому количеству контента даже тем пользователям, которые не являются нашими абонентами, — рассказала Эвелина Дорошенко, директор по работе с массовым сегментом МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком». — Благодаря своевременным инвестициям в инфраструктуру и проведенному заранее на сети по всей России комплексу подготовительных мер, компания справляется с нагрузками. При необходимости оперативно проводятся работы по наращиванию мощностей и повышению устойчивости инфраструктуры связи. Организованы дополнительные смены персонала. В большинстве служб состав сменных специалистов усилен. «Ростелеком» на постоянной основе инвестирует в сеть огромные средства, поэтому инфраструктура устойчива к пиковым нагрузкам и имеет хороший запас ресурса.
Вместе с тем необходимо учитывать, что интернет — это не только российский сегмент сети, но и инфраструктура за рубежом, отметила Эвелина Дорошенко. Так, если снижается доступность каналов на территории Европы, то и в нашей стране абоненты будут испытывать сложности с доступом к некоторым сегментам глобальной сети и к зарубежным ресурсам.

О том, что абоненты переместились на дачи, говорит и статистика компании Tele2:
— За первые две недели апреля трафик в Ленинградской области вырос на 36% по сравнению с первыми двумя неделями марта, — высказал свои наблюдения Сергей Сергеев, технический директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2. — Это безусловно вызов, но наша сеть с точки зрения емкости и пропускной способности рассчитана на увеличившиеся нагрузки: ведь каждый год мы сталкиваемся с всплеском потребления в новогодние праздники или во время крупных спортивных мероприятий. Мы внимательно отслеживаем изменение модели потребления там, где раньше абоненты Tele2 не пользовались мобильным интернетом или пользовались в меньшем объёме, при необходимости оперативно проводим технические работы.
Сергей Сергеев, технический директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2
Сергей Сергеев
технический директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2
Сергей Сергеев рассказал, что в прошлом году был завершен масштабный инвестиционный проект по развитию инфраструктуры связи в регионе. В рамках него были проведены работы по расширению сети и увеличению скорости мобильного интернета Tele2 во всех районах Ленобласти.

«Мы настолько уверены в качестве нашей связи, что даже в такой сложный момент предлагаем любому желающему бесплатно ее протестировать», — подчеркнул он.

За последние два года были проведены масштабные работы по модернизации и строительству мобильной сети «Билайн» в Петербурге и Ленобласти, что позволило оператору справиться с дополнительной нагрузкой на сеть и обеспечить бесперебойность предоставления сервисов в период перехода на самоизоляцию.
Дмитрий Глотов, директор региона Запад компании «ВымпелКом»
Дмитрий Глотов
директор региона Запад компании «ВымпелКом»
— Голосовой трафик вырос на 20% с момента начала самоизоляции, продолжительность звонков увеличилась на 50%, есть и существенный рост и в потреблении мобильного интернета, — отметил Дмитрий Глотов, директор региона Запад компании «ВымпелКом». — С учетом увеличения нагрузки все технические службы работают в усиленном режиме, чтобы обеспечить максимальное качество предоставляемых услуг.
Дмитрий Глотов сообщил, что потребление мобильного интернета и так растет органически высокими темпами — примерно на 40% в год; а с конца марта трафик в сети «Билайн» вырос на 10%. Также, по его словам, в условиях самоизоляции и перехода россиян на удаленную работу заметно выросло потребление проводного интернета во всех городах присутствия «Домашнего интернета Билайн» (+24% в сутки в апреле в сравнении с мартом). Активным спросом пользуется и конвергентный продукт, объединяющий мобильную связь, проводной интернет и ТВ. Кроме этого, клиенты стали активнее смотреть телевизионный и видео контент, а также играть в игры. В частности, с начала действия рекомендаций властей по самоизоляции общее время телесмотрения пользователей «Билайн ТВ» выросло на 10%.

На передовой в связи с ростом трафика оказались и дата-центры: нагрузка на серверы увеличилась в связи с тем, что многие процессы перешли в онлайн.
— Мы видим значительный рост энергопотребления серверов и другого оборудования, которое размещают у нас клиенты, — подтверждает директор по продажам Центра Обработки Данных Linxdatacenter Роман Шулимов. — Это значит, что возросла нагрузка на ресурсы клиентов (сайты, приложения), размещенные в наших дата-центрах и облачных платформах. Среди них и операторы связи, и онлайн-ритейл, и медиа-сервисы. Все свидетельствует о том, что бизнес уходит в онлайн — особенно торговля. Что касается операторов связи, то мы наблюдаем, как они оптимизируют потоки трафика, создают новые межоператорские подключения, чтобы потребитель не почувствовал роста загрузки сетей. Оборудование ЦОД готово и к более серьезным нагрузкам. В свою очередь, мы усилили свою инженерную службу, чтобы оперативно обрабатывать запросы клиентов на удаленное обслуживание, когда инженер клиента не может столь же быстро, как раньше, провести работы на оборудовании.
директор по продажам Центра Обработки Данных Linxdatacenter Роман Шулимов
Роман Шулимов
директор по продажам Центра Обработки Данных Linxdatacenter
Роман Шулимов также отметил рост объемов потребления со стороны госсектора, поскольку в трудной ситуации многие пользуются онлайн-сервисами госслужб.

Возврата не будет

фото: pixabay.com
Все чаще звучит мнение, что и после окончания пандемии и периода самоизоляции у многих компаний будет желание оставить сотрудников на удаленке. Ведь это позволит сократить арендные платежи, а с клиентами можно общаться по телефону и из дома. Впрочем, представители телекоммуникационного бизнеса уверены, что весь бизнес так не поступит, хотя определенный спрос на новые услуги, конечно, сохранится.

— Многие компании сейчас переживают сильнейшую трансформацию. Очевидно, что кто-то не вернется в офис, а продолжит работать онлайн, — считает Роман Шулимов. — Конечно, значительная часть людей возобновит прежний образ жизни, но доля сотрудников, работающих удаленно, однозначно вырастет по сравнению с началом года.
директор по работе с бизнес-рынком МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Евгения Корж
Евгения Корж
директор по работе с бизнес-рынком МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
— Стоит помнить, что во многих, даже самых технологичных компаниях, остаются функции, которые невозможно перевести в онлайн, — отметила директор по работе с бизнес-рынком МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Евгения Корж, — а в ретейле, логистике или на производстве, доля сотрудников, работающих на местах, будет превышать 80%. Но и их задачи можно решить с помощью цифровизации.
Например, растёт спрос на курьеров и разъездных сотрудников, а значит, и необходимость эффективно управлять их работой. Особенно если служба доставки — это десятки или даже сотни человек. По словам Евгении Корж, в МТС есть сервис по управлению разъездными сотрудниками, который даёт возможность в режиме онлайн на карте видеть свой персонал, загрузку штата и статус выполнения поручения. Такие отчёты объективны, а подделать их практически невозможно, так что все разъездные сотрудники, даже если их пара сотен, будут в единой и прозрачной системе координат. Руководитель будете в курсе, кто где находится, что делает, каков статус выполнения каждой задачи.

Подобное решение было внедрено в одной сети частных медицинских клиник в Москве, в которой на выезде работают 300 врачей. С помощью технологий удалось обрабатывать на 20% больше вызовов без увеличения штата врачей, сократив при этом их переработки.

— Мы пока не ощущаем роста оттока корпоративных клиентов, — прокомментировал Максим Кононенко, — скорее, поведение наших клиентов можно охарактеризовать как перепрофилирование части услуг для обеспечения качественной работы на удаленном доступе. Тем более, что все производства в онлайн не переведешь.

Сейчас, например, появился новый запрос на автоматизацию в сфере контроля здоровья сотрудников. Многие компании сейчас утром и вечером измеряют температуру сотрудников с помощью тепловизоров, но учет ведется пока «аналоговый», ручной. Поэтому развитие получит направление по созданию персональных датчиков здоровья, в том числе, для сотрудников на удаленном доступе.
Есть и глобальные проекты: «Ростелеком» разработал прототип сервиса распознавания признаков коронавируса по рентгеновским изображениям легких. Сервис работает на базе радиологической информационной системы, в которой аккумулируются рентгеновские снимки. Такая информационная система позволяет автоматизировать работу радиологической службы, организовать дистанционную работу и проведение удаленных консультаций по описанию диагностических исследований — вне зависимости от места нахождения специалистов. Сейчас в регионах идут пилотные испытания по автоматическому распознаванию изображений с использованием искусственного интеллекта. По результатам апробации технология в качестве компонента автоматизации радиологической службы будет включена в состав единой цифровой платформы здравоохранения, разработкой и внедрением которой в субъектах РФ занимается компания «Цифровые медицинские сервисы» (совместное предприятие «Ростелекома» и Госкорпорации Ростех).
Евгения Корж подтверждает, что компаниям необходимы технологии, позволяющие контролировать соблюдение санитарных норм на предприятиях. Например, установка умных камер, которые умеют считывать, надел ли сотрудник спецодежду: маску, каску и другие средства защиты. Есть и более продвинутые устройства: к примеру, камера с тепловизором, которая позволяет определить температуру с точностью до нескольких десятых градуса на расстоянии полутора метров. И если поставить такую камеру на проходной, то контролирующий сотрудник может смотреть за теми, кто проходит, и проверять каждого сотрудника.

— Ситуация, безусловно, подтолкнула к развитию все услуги, которые связаны с удаленной работой. Мы видим, что спрос на виртуальные АТС вырос на 30%, на сервисы онлайн-видеоконференций — в 10 раз, — сказал Алексей Титов. — Востребованы услуги, которые, я уверен, разрабатывались в недрах каждой компании. Также сейчас крайне популярны облачные сервисы — количество заказов на них увеличилось в 5 раз. Это объяснимо: чтобы вести нормальную рабочую деятельность с домашнего компьютера, их так или иначе приходится использовать. Понятно, что они сейчас нужны, но и после окончания самоизоляции спрос на них не уйдет.

Врач по интернету

фото: pixabay.com
Еще одно направление, которое оказалось особенно актуально в период самоизоляции, — это онлайн-консультации врачей. И хотя для полноценного развития телемедицины необходимо много изменений в законодательстве, в условиях, когда очный прием не всегда возможен, клиники стали предлагать своим клиентам удаленные услуги, иногда даже бесплатно. И спрос на них есть.

— Онлайн-сервисы пользуются у петербуржцев большим успехом, — отметил Георгий Чуравцов, — у МТС совместно с клиникой «Медси» есть приложение Smartmed, где любой пользователь может обратиться к квалифицированному врачу, при этом вся история сохранится в защищенной электронной карте пациента. А в апреле мы сделали бесплатными консультации у дежурного терапевта или педиатра. Мы видим, что интерес растет: люди не могут выходить из дома, но хотят получать ответы на вопросы от «живых» врачей. Подобные телемедицинские сервисы позволяют не только бороться с паникой, но и снижать нагрузку на больницы. Кроме того, технологии позволяют пациентам с другими — не связанными с коронавирусом — заболеваниями снизить количество посещений врача: корректировать лечение и следить за состоянием пациентов можно удаленно. А приложение позволяет безопасно делиться с врачом результатами предыдущих обследований.
Стоит отметить, что именно пандемия коронавируса ускорила рассмотрение закона о телемедицине, и уже сейчас депутаты и сенаторы обсуждают поправки к нему.

— Приоритетом решаются прикладные задачи, которые диктует пандемия, — полагает Максим Кононенко, — сейчас важно не пускать людей с температурой на работу, не выпускать людей на карантине из дома и отслеживать их перемещение. Для полноценного развития телемедицины, полагаю, у нас впереди развитие персональных датчиков состояния здоровья, а оборудование для локальной диагностики должно быть доступнее для всех масштабов бизнеса: если они будут массово распространены и можно будет объективные сведения о состоянии здоровья передавать в клинику, это даст сильный толчок всему направлению.

Пока же операторы помогают людям, упрощая доступ к информации о коронавирусе.

— МегаФон запустил опцию с безлимитным доступом к мессенджерам, почтовым сервисам, сервисам доставки, а также аптекам, образовательным и развлекательным ресурсам. Это те приложения и сайты, которыми абоненты стали пользоваться сейчас намного активнее, потому что появились потребности компенсировать недостаток личного общения или решать такие бытовые вопросы, как, к примеру, доставка продуктов или поиск лекарств, — рассказал Алексей Титов. — Для пользователей домашнего проводного интернета увеличили скорость доступа вне зависимости от тарифа до 100 Мбит/с. Если есть такая техническая возможность, то и до 1 Гбит/с.
— Мы понимаем, что надежная связь как в мобильных, так и в фиксированных сетях очень важна в сложившейся непростой ситуации, — заявил Дмитрий Глотов. — Для нас важно содействовать инициативам государства, направленным на борьбу с распространением коронавируса. Например, мы обеспечили бесплатную связь при звонках на горячие линии по теме коронавирусной инфекции. Расширили перечень наших услуг и сервисов, которые помогают в борьбе с последствиями распространения коронавируса. Увеличили объемы пакетов минут и гигабайт для тех клиентов, кто находится в роуминге, значительно расширили и возможности при нулевом балансе для мобильной связи и Домашнего интернета, запустили мобильное приложение «Куб!» со ссылками на государственные ресурсы и отсутствием тарификации внутри приложения для абонентов «Билайн».
Максим Иконников, коммерческий директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2
Максим Иконников
коммерческий директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2
— Мы обнулили звонки на горячие линии по коронавирусу и трафик к сайту стопкоронавирус.рф, обеспечиваем бесплатный доступ к мессенджерам для тех, кто остался за рубежом, — рассказал Максим Иконников, коммерческий директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2, — дополнительные сервисы, которые были прерогативой и потребностью исключительно прогрессивной цифровой аудитории, теперь становятся всё более необходимыми каждому. Чтобы людям было комфортнее находиться дома, мы предлагаем бесплатно принять участие в онлайн-тренировках, мастер-классах, пообщаться с блогерами и послушать выступления популярных артистов в рамках проекта «Дом по другим правилам».

Следите за балансом

фото: pixabay.com
В то же время операторы не отмечают значительного роста обращений со стороны клиентов, в том числе — работающих из дома. Но готовы давать свои рекомендации, что делать, чтобы не остаться без связи в ответственный момент.

— Если у вас мобильный роутер — следите, чтобы на счету были деньги. Многие абоненты обращаются в контактный центр просто потому, что вовремя не успели пополнить баланс, — сообщил Алексей Титов. — В целом же все наши службы, в том числе технические, работают в штатном режиме, и, если происходят какие-то внештатные ситуации, приезжает наш специалист.

Он рассказывает, что, увидев изменения в географии трафика, «МегаФон» произвел подстройку сети по районам, чтобы максимально комфортно пройти дальнейший рост.

— Мобильная сеть работает в обычном режиме и справляется с увеличением нагрузок во всех технологиях, — подтвердил и Дмитрий Глотов, — также ряд оперативно принятых мер по расширению городских линков на сети ШПД и расширение емкости BRAS помогли компании избежать перегрузок и пропустить сильно возросший трафик. Специалисты технической дирекции ведут работу по повышению надежности сети с учетом растущего трафика. Мы справимся и с этим вызовом, но важна поддержка в том числе и в плане беспрепятственного доступа технических специалистов на внешние площадки.

— В первую неделю мы увидели рост спроса на модемы и роутеры в несколько раз, — объяснил Алексей Титов. — Это означает, что у клиентов есть потребность в обеспечении резервных линий и обновлении существующего оборудования или просто нужно организовать доступ в загородном доме или на даче. Спрос на подключение к нашей сети даже в период изоляции заставил нас пересмотреть каналы продаж SIM-карт: мы добавили возможность приобретать их в небольших магазинах у дома — это порядка 400 дополнительных точек продаж в городе и области. Конечно, точно предсказать потребности клиентов заранее невозможно. Поэтому наши специалисты готовы быстро адаптировать наши инициативы под изменяющиеся запросы клиентов, тем более сейчас это просто: можно, не выходя из дома, активировать SIM-карту самостоятельно в любое удобное время через мобильное приложение МегаФона, в том числе с авторизацией через портал госуслуг, и покупку оборудования оформить через интернет-магазин с доставкой.
— Сегодня качественная связь — это жизненная необходимость, и она должна быть доступной, — подтвердил Максим Иконников, — для того, чтобы клиенты могли получить весь спектр телеком-услуг, соблюдая режим самоизоляции, мы в 7 раз увеличили географию бесплатной доставки SIM-карт. При подключении к Tele2 в интернет-магазине можно получить свой заказ, не выходя из дома, в Санкт-Петербурге и в 63 населенных пунктах Ленинградской области. Также Tele2 предлагает простую и удобную процедуру саморегистрации в сети, в том числе упрощенным способом на базе сайта «Госуслуги».

Он отметил, что по всей стране за период с 1 по 20 апреля количество SIM-карт Tele2, купленных с доставкой на дом, выросло в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом марта.

МТС также недавно запустила в Санкт-Петербурге и Ленинградской области онлайн-продажи sim-карт, которые клиент сможет самостоятельно зарегистрировать без посещения салона связи.

— Активировать ее можно в любое время при помощи специального приложения, — рассказал Георгий Чуравцов. — Пользователю необходимо сфотографировать себя на смартфон, отсканировать с помощью того же смартфона свои паспортные данные, внести данные о прописке в предлагаемую форму и на экране гаджета поставить подпись под договором об оказании услуг связи. Также приложение попросит кивнуть головой или подмигнуть в камеру смартфона, чтобы подтвердить, что перед камерой реальный человек.

Что касается операторов домашнего интернета, то многие предоставляют клиентам роутеры бесплатно и меняют оборудование по мере его устаревания.

С корпоративными клиентами ситуация примерно такая же.

— Как раньше, так и сейчас мы обновляем свое оборудование превентивно, и по запросу выполняем работы на оборудовании клиентов, — подчеркнул Роман Шулимов. — В целом все оказались готовы к переходу на удаленку, но надо понимать, что наши клиенты изначально осознают, зачем им нужно развивать и резервировать IT-инфраструктуру и какую функцию она несет для их бизнеса. Огромного вала запросов на увеличение объема потребляемых услуг мы не увидели, но спрос на IT-консалтинг, безусловно, вырос. Также, если раньше мы сами предлагали инструменты для организации защищенных соединений, удаленного доступа к ИТ-инфраструктуре, то сейчас клиенты обращаются с такими запросами по собственной инициативе. Здесь сказывается влияние текущей ситуации: важно и оставаться дома, и при этом сохранять высокий уровень надежности IT-систем и информационной безопасности.

Безопасность соединения

фото: pixabay.com
Удаленная работа осложняется тем, что во многом ты сам себе админ. Поэтому не всегда и не у всех сотрудников все получается с первого раза.

— В офисе всем занимается IT-служба, она разрабатывает идеальную архитектуру, надежную и безопасную — прокомментировал Роман Шулимов, — а для надежности работы из дома я бы рекомендовал использовать дополнительные инструменты: например, заранее продумать возможность раздавать мобильный интернет с телефона в случае перебоев с основным кабельным подключением. Важно помнить и о безопасности: так, в нашей компании подключение к сетевым ресурсам возможно только через служебный VPN с паролем, мы используем продукты Office 365 и стараемся ничего не хранить локально. Эти и другие внутренние правила были продуманы задолго до карантина и помогли нам бесшовно и быстро перейти на работу из дома. Поэтому мы помогаем нашим клиентам внедрить подобные инструменты в рамках комплексных проектов по организации IT-инфраструктуры. Дома остается только регулярно сканировать устройства на вирусы и уязвимости и менять пароли.

А Дмитрий Глотов рассказал, что в «Билайне» еще в 2016 году был внедрен собственный проект удаленной работы для части сотрудников, и накопленный опыт очень пригодился в марте 2020 года.

— Мы стали активно делиться им с компаниями, которые были вынуждены экстренно переводить сотрудников на удаленную работу, — сообщил он, — делимся всем, что может пригодиться и компаниям, и сотрудникам — вплоть до формулировок в трудовом договоре или способов не выгорать на удаленной работе.

При работе на удаленке особенно важно уделять внимание информационной безопасности, так как в последнее время значительно выросло количество кибератак, фишинга, подчеркнул Максим Кононенко.

— Спрос на технический аудит безопасности инфраструктуры заказчика возрос еще до того, как ушли на удаленку, — сказал он. — Нужно постоянно учить пользователей, причем буквально с нуля.
Он привел в пример статистику, что с марта, когда люди перешли на удаленную работу, в несколько раз выросло количество легких для взлома паролей — когда нужно подключить много программ и сервисов, никто особенно не выбирает надежный. А зря. Необходимо тщательно подходить и к вопросу выбора инструментов для общения между удаленными сотрудниками. Например, многие читали из открытых источников, что ставший весьма популярным сервис Zoom имеет ряд вопросов именно по безопасности.

— Мы открыли доступ к сервису «Мегафон. Образование», где в том числе есть курсы и по компьютерной безопасности, — рассказал Алексей Титов. — Надо повышать грамотность сотрудников, защищать свои аккаунты нормальными паролями и не записывать их на бумажках, не открывать случайные письма и не кликать на все ссылки. То, что хорошо контролируется системами безопасности на предприятии, надо теперь решать самому.

— Коллеги говорят о цифровых вирусах, а я напомню про тот самый вирус, который нас всех и усадил на удаленку, — добавила Эвелина Дорошенко. — В «Ростелекоме» алгоритмы работы с абонентами изменились в текущих условиях в соответствии с требованиями инфекционной безопасности. Технические специалисты компании продолжают выезды для подключения услуг или выполнения ремонтных работ, и все они обеспечены средствами индивидуальной защиты. При вызове сотрудника компании для подключения услуг связи либо устранения повреждения абоненту задают несколько вопросов, касающихся состояния его здоровья, возможного нахождения под наблюдением из-за контакта с людьми, у которых подтвержден COVID-19, или нахождения на карантине после возвращения из зарубежных поездок. Принятые меры защищают не только нашего специалиста, пришедшего на вызов, но и тех клиентов, к которым он придет позже. При этом все варианты обслуживания клиента, которые можно произвести дистанционно, мы перевели в удаленный формат, что также повышает безопасность наших сотрудников и клиентов.
Модераторы: главный редактор TelecomDaily Денис Кусков, редактор отдела «Бизнес» портала «Фонтанка.ру» Денис Лебедев
Текст: Мария Мокейчева
Корректор: Елена Виноградова
Фотографии предоставили ПАО «МегаФон», ПАО «Ростелеком», «Группа Компаний «Tele2», Центр Обработки Данных Linxdatacenter, ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом»
Куратор: Анна Алмазова
Верстка: Татьяна Сорокина