круглый стол

Будущее Единой карты петербуржца:

400 тысяч пользователей, электронные голосования и квитанции в садик
скриншот с сайта https://ekp.spb.ru/
Три месяца в Северной столице бесплатно выдают Единую карту петербуржца.
С её помощью можно оплачивать проезд в транспорте, получать пенсию и социальные выплаты, посещать музеи и театры. Карта также заменяет полис ОМС. Еженедельно за её получением обращаются 10 тысяч человек. На круглом столе «Фонтанки» участники проекта обсудили основные вопросы и претензии к новому продукту и планы по его развитию до конца 2020 года.
Валерий Москаленко
председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию
Игорь Сенькин
врио директора СПб ГКУ «Центр информационного сопровождения»
Сергей Фикс
заместитель директора головного отделения по Санкт-Петербургу Северо-Западного банка ПАО Сбербанк
Игорь Кокарев
вице-президент банка «Санкт-Петербург»
Сергей Кульпин
начальник управления розничных продаж в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — вице-президент банка ВТБ
Алексей Сопов
заместитель генерального директора АО «АИСА ИТ-Сервис»

ЕКП сегодня

фото: stock.adobe.com
С момента старта проекта в мае выдана 51 тысяча Единых карт петербуржца (ЕКП). Еще 125 тысяч человек оформили заявление на их получение, рассказал председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Валерий Москаленко.

В ЕКП интегрированы банковская карта, транспортное приложение — в том числе и возможность записать «Подорожник» и проездной на пригородные электрички, — электронно-цифровая подпись, данные СНИЛС и полиса ОМС. Кроме того, с помощью единой карты можно воспользоваться программой лояльности партнеров и посещать медучреждения, рассказал врио директора СПб ГКУ «Центр информационного сопровождения» Игорь Сенькин.

К весне 2020 года, как ожидают в Смольном, ЕКП получат порядка 400 тысяч человек. При этом лишь каждый пятый из обратившихся за ней — бюджетник.

По словам заместителя директора головного отделения по Санкт-Петербургу Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Сергея Фикса, банком уже выпущено более 67,5 тысяч ЕКП.
«На руки выдано 37,5 тысяч единых карт петербуржца. Немало карт получили молодые люди в возрасте 18 лет и младше – почти 1000 человек. Еще более 8000 – пенсионеры. И спрос не падает – порядка тысячи заявлений поступает ежедневно», – отметил он.

— На сегодняшний день банк «Санкт-Петербург» осуществил эмиссию порядка 26 тысяч карт. И если раньше мы ставили перед собой прогноз в 100 тысяч, то сейчас мы понимаем, что к концу года ЕКП получат минимум 150 тысяч наших клиентов, — говорит вице-президент банка «Санкт-Петербург» Игорь Кокарев.
Банк ВТБ также планирует до конца года выдать более 100 тысяч карт. Начальник управления розничных продаж в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — вице-президент банка ВТБ Сергей Кульпин отмечает устойчивый интерес к ЕКП.

По его словам, обращаются за картой не только жители города, но и области, так как они пользуются теми же сервисами, что и горожане. Значительная часть заявлений, уточняет Сергей Кульпин, приходится на физлиц: это клиенты, которые сами проявили интерес к продукту.

Запущена масштабная рекламная кампания. Её бюджет Москаленко не раскрыл, уточнив, что городу она обошлась в 327 тысяч рублей — столько стоила печать баннеров. Сколько стоили 2400 показов на девяти каналах телевидения, которые профинансировала НСПК «Мир», — коммерческая тайна. Свою рекламу карты размещают и банки.

Будущее ЕКП

фото: stock.adobe.com
Нынешний функционал карты будет расширяться. Об этом рассказал Игорь Сенькин, врио директора СПб ГКУ «Центр информационного сопровождения».

Например, планируется переработать приложение ЕКП для мобильных устройств: из десятков тысяч получивших карту его скачали лишь семь с половиной тысяч человек. Это связано с тем, что оно пока носит лишь справочный характер: позволяет узнать статус готовности карты, посмотреть список партнеров, перейти на Госуслуги или в приложение банков-эмитентов. В Смольном планируют сделать его многофункциональным.
«Для начала будет запущен сервис «ЕКП-Льготы». В личном кабинете гражданин сможет посмотреть, какие меры соцподдержки ему назначены, в каком размере, какова периодичность их получения. В онлайн-режиме увидеть, отправили ли ему деньги из бюджета и когда он их получит. Там же будет реализован социальный калькулятор, введя в который свой доход и статус (например, ветеран труда), гражданин сможет узнать, на какие из 108 мер соцподдержки в Петербурге он может рассчитывать. И даже заказать обратный звонок соцработника», — дополнил Москаленко.

По его словам сервис будет реализован до конца года и запущен в первом квартале 2020. В то же время планируется запустить сервис «ЕКП-Городской диалог» — электронные голосования.

«Мы планируем проводить опросы по различным аспектам жизни города: от того, как работают УК, до высказывания мнения по судьбе городских проектов и праздников. Это опыт московского проекта «Активный гражданин», но мы сможем проводить опросы с точностью до дома и будем уверены, что мнением делятся реальные люди — владельцы карт», — рассказал чиновник.
Во втором квартале 2020 ожидается запуск сервиса «ЕКП-Афиша», в котором можно будет покупать билеты со скидками. Готовится приложение «ЕКП-Транспорт», в котором гражданин будет видеть историю своих поездок и баланс на счету транспортной карты. И сервис «ЕКП-Волонтер»: в нем люди смогут оказывать помощь волонтерским организациям — деньгами и лично. И даже, например, взять кошку и собаку из приюта. Но главной и самой дорогой доработкой станет формирование центра начисления платежей.

«У нас на сегодня 1058 детских садов, более 600 школ, порядка 300 других учреждений, которые оказывают населению услуги. Чтобы сейчас оплатить кружок в школе, надо забирать бумажную квитанцию и оплачивать её в банке или где-то еще. Мы хотим собрать все эти услуги в приложении карты и запустить возможность оплаты онлайн к концу 2020 года», — говорит Москаленко.

Стоимость всех доработок чиновник не назвал. Но Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга объявил открытый конкурс по развитию государственной информационной системы «Единая карта петербуржца». На обновление и модернизацию ее подсистем и отдельных модулей выделили из бюджета города 183,1 млн рублей.

Проблемы ЕКП

фото: stock.adobe.com
Петербуржцы, прочитав, что карту можно использовать как скидочную в магазинах, ожидали, что она будет работать как минимум во всех крупных торговых сетях. Но пока есть только «Пятерочка», SPAR, «Лэнд», «Реалъ» и «7Я». Москаленко уверен, что список обязательно будет расширен. Сейчас ЕКП работает со 137 партнерами — это не только продуктовые сети, но и аптеки, музеи, театры, кафе, АЗС и так далее. Еще 40 компаний подали заявки для присоединения к партнерской программе.

«К карте можно привязать почти любую программу лояльности — по чипу, QR-коду, магнитной полосе, записать на неё номер ID – уникальный номер клиента. Это позволит людям получать скидку, проценты и бонусы. Чем больше петербуржцев будут пользователями ЕКП, тем больше партнеров от торговых и сервисных предприятий захотят войти в проект», — пояснил глава комитета.
«Во всех регистратурах города, а у нас 151 медучреждение первичного уровня и 360 отделений по всему Петербургу, карту принимают. Считыватели есть у всех, — заверил Москаленко. — Остался вопрос доработки программного обеспечения самих медучреждений: 75% уже обновлено. Но пациент разницы не увидит — для него все работает уже сейчас. На своей стороне полную доработку завершим в течение месяца».

Невостребованной оказалась электронная цифровая подпись (ЭЦП), записываемая на карту. Она используется для визирования важных документов, но рядовым гражданам не слишком актуальна. Кроме того, её срок действия ограничен годом, а перерегистрация стоит денег.

«ЭЦП будет в первую очередь работать в учреждениях медицины. Мы активируем подпись для 44 000 врачей, которые будет с ее помощью заверять документы для пациентов, подписывать результаты обследований и медицинские назначения. А в будущем она пригодится и самим пациентам: с её помощью можно будет получить лекарственные средства по рецепту врача за счет бюджета», — рассказал Москаленко.
«Все данные на карте надежно защищены с помощью криптографических алгоритмов. При этом ни один банк не знает ключа: данные шифруются непосредственно в системе и дальше передаются по защищенному каналу в кредитное учреждение. Механизм защиты знают только заказчик в лице комитета и оператор. Более того, этот ключ разделен на несколько частей и хранится отдельно», — сообщил заместитель генерального директора АО «АИСА ИТ-Сервис» Алексей Сопов

Жалуются петербуржцы на то, что в программе участвует мало банков. По словам Москаленко, это связано с требованиями к участникам программы, под которые подходят далеко не все кредитные учреждения.

«Ключевых параметров для банков на начальном этапе было два: наличие как минимум одного круглосуточного банкомата и не менее одного дополнительного офиса в каждом районе города. Сейчас мы тоже открыты для новых игроков, но заявок пока не поступало. Хотя мы знаем один банк, который как раз сейчас специально открывает отделения в двух районах города», — рассказал чиновник.
В других регионах подобные ЕКП продукты выдавал один банк или сеть МФЦ. В Петербурге банков три. И конкуренция между ними идет на пользу жителям города.

«Люди выбирают качество и скорость выдачи. Поэтому мы постоянно сокращаем время приема и обработки документов для выпуска ЕКП. Сейчас это менее 10 минут. А средний срок доставки карты уже не 14, а семь дней, — рассказал Сергей Фикс. — Так как на карте должен быть снимок владельца, мы обучаем сотрудников фотографированию. При необходимости снимаем клиента несколько раз, пока ему не понравится фотография».

Кроме того, ЕКП обходится в производстве дороже рядовых карточек от банков. Из-за сложностей технологии её себестоимость примерно в 3,5 раза выше аналогов. И пока она выпускается лишь на одном из шести российских карточных заводов.

А банки – участники проекта, как добавил Игорь Кокарев, выступают за снижение количества документов, которые нужны петербуржцам для получения карты. Оно напрямую зависит от интеграции городских IT-систем, но настанет момент, верит банкир, когда будет необходим только паспорт.
Остались вопросы к технологичности. Почему в век беспроводных технологий и мобильных приложений для внедрения такого масштабного проекта была выбрана именно банковская карта?

«Если вы посмотрите в ваш телефон, то увидите, что к вашей виртуальной инфраструктуре платежных сервисов все равно привязана физическая карта. Так или иначе, по всем прогнозам экспертов формат пластиковой карты будет существовать еще как минимум 10 – 20 лет. Сама история платежных карт существует уже полвека и их жизненный цикл отнюдь не завершен», — отметил Сопов.

По его словам, большинство граждан крупных городов в повседневной жизни используют именно платежные карты. Садясь в автобус или метро или получая скидку в магазине, люди точно так же в подавляющем большинстве случаев используют пластиковые карты.

Впрочем, тех, кто предпочитает оплачивать покупки с помощью смартфона, становится все больше. По данным ВТБ, если в начале 2018 года оплатой со смартфона пользовались 2% клиентов банка, то на сегодняшний день их уже 17%. Как считает Сергей Кульпин, запуск Mir Pay и других сервисов мобильной оплаты повышает популярность продукта.

«При этом уже сейчас вы можете привязать свою Единую карту петербуржца к мобильным платежным сервисам, таким как, например, Samsung Pay или MIR Pay. Как уже подчеркивали коллеги из банков, карта петербуржца — это полноценный и современный банковский продукт. В свою очередь заявленным приоритетным направлением развития проекта для городских властей также является виртуализация карты в смартфоне и развитие мобильных сервисов для граждан», — подвел итог Алексей Сопов.
Автор: Илья Казаков
Корректор: Елена Виноградова
Фотограф: Сергей Николаев
Куратор: Галина Демидова
Верстка: Татьяна Сорокина