Гранитное ожерелье Невы:

зачем городу набережные и как их создавали
Ни в одном городе мира не строили такого количества набережных за такие сжатые сроки, как в Петербурге. Укрепление берегов рек и каналов, на которых стоит наш город, началось сразу после его основания и продолжается до сих пор. Самые красивые виды, самые статусные дома, самый свежий воздух и приятные прогулки в хорошую погоду — вот что такое петербургские набережные.
Ни в одном городе мира не строили такого количества набережных за такие сжатые сроки, как в Петербурге. Укрепление берегов рек и каналов, на которых стоит наш город, началось сразу после его основания и продолжается до сих пор. Самые красивые виды, самые статусные дома, самый свежий воздух и приятные прогулки в хорошую погоду — вот что такое петербургские набережные.
Всё началось при Петре I — ведь это он основал новую столицу России в дельте Невы, на сотне островов и берегах десятков рек и речушек. А поскольку почва в месте впадения крупной реки в залив была заболоченной, а сам берег низменным, то для осушения территории города создавались сети каналов.
Копия карты местности 1700 года / www.aroundspb.ru
Копия карты местности 1700 года / www.aroundspb.ru
Все знают, что линии Васильевского острова раньше были водными артериями, но это был не единственный пример ныне исчезнувшей сетки каналов. После 1714 года из-за строительства Литейного двора заболоченная местность за Фонтанкой была дренирована с помощью каналов, проходивших на месте улиц Захарьевской, Фурштатской и Чайковского, а также проспектов Чернышевского и Литейного.
Даже если не брать в расчет нагон воды в дельту Невы при западном ветре, любая непогода при низких берегах вела к подтоплению и заболачиванию почвы. Поэтому с самого основания города у нас с реками обходились просто: русла расчищали и спрямляли, чтобы вода шла по ним без заторов, берега насыпали повыше и укрепляли. В XVIII веке это делали с помощью деревянных подпорок и фашин — плетенок из хвороста или просто пучков веток, которые не давали воде размывать берег.
Генеральный план 1716—1717 годов, Доменико Трезини, 1716 / www.wikipedia.org
Генеральный план 1716—1717 годов, Доменико Трезини, 1716 / www.wikipedia.org
А еще тогда строили дома поодаль от линии воды: к 1716 году линия зданий на будущей Дворцовой набережной проходила примерно посередине между нынешним расположением и Миллионной улицей. Часть зданий была сооружена на сваях, что придавало реке, как писали очевидцы, красивый вид.
Первой набережной в городе стала Петровская: здесь «шанцовым манером» укрепили берег — насыпали его повыше и вбили сваи. В 1715 году специальным указом владельцам домов на набережных предлагалось укрепить берега сваями и фашинами, причем кто этого повеления не исполнял, у того могли даже отобрать владение. Пожалуй, в то время у Невы жить было не так приятно, как сейчас.
Петровская набережная, 1716 год. / www.wikipedia.org
Петровская набережная, 1716 год. / www.wikipedia.org
В те времена реки и каналы были иногда важнее дорог: по ним доставляли дрова, продукты, передвигались по городу. Поэтому на каждой набережной сооружали пристани, спуски к воде и даже небольшие гавани, которые затем стали частью ансамбля набережных.

«Береговой её гранит»:
набережные левого берега

«Береговой её гранит»:
набережные левого берега

Во второй половине XVIII века постепенно одевается в камень левый берег Невы от нынешнего Литейного проспекта до нынешних же «Адмиралтейских верфей».
Первоначально часть набережных облицовывали известняком, однако это решение было признано неудачным: пористый камень под действием воды сравнительно быстро разрушался. Основным строительным материалом петербургских набережных стал, конечно же, гранит из карельских и выборгских каменоломен. Именно он является «визитной карточкой» нашего города.
Постройки Адмиралтейства, место будущей набережной, 1753 год / www.wikipedia.org
Постройки Адмиралтейства, место будущей набережной, 1753 год / www.wikipedia.org
Первоначально спуски к воде на левом берегу были запланированы прямоугольными и врезанными в берег, а края набережной по плану ограждались чугунными решетками. Однако в ходе работ были внесены изменения, и появились современные выступающие полукруглые спуски и гранитный парапет.
Интересный факт
Набережная перед Зимним дворцом куда шире, чем между Зимней канавкой и Троицким мостом. Это результат перестройки и связанного с ней расширения первоначальной не очень качественной набережной в 1771 году. Такие же работы были проделаны и у Летнего сада, так что его знаменитая решетка и вся набережная на этом отрезке находятся на искусственно созданной суше.
Завершились работы по оформлению центральной части левого берега Невы около 1788 года. Только территория Адмиралтейства разрывала сквозной проезд вдоль берега Невы — набережную около него построили почти на сто лет позже.
Вид на Неву от Зимнего дворца. А. К. Беггров 1881 год / www.wikipedia.org
Вид на Неву от Зимнего дворца. А. К. Беггров 1881 год / www.wikipedia.org
Интересный факт
Примерно в том месте, где сейчас построен Благовещенский мост, раньше было устье Крюкова канала с возведенным в конце XVIII века подъемным мостом. Он просуществовал до 1843 года: правда, большую часть времени его подъемный механизм был отключен.
При сооружении постоянных мостов часть набережных разбирали и реконструировали, но позднейшие переделки не исказили этот прекрасный ансамбль, который жители города и туристы иногда не замечают: настолько естественно он вписан в городской пейзаж.

Меж тем у Василия на острове...

Меж тем у Василия на острове...

Если левый берег и примыкающая к Неве часть Петроградской стороны достаточно рано были вогнаны в рамки гранитных набережных, то Васильевский остров, интеллектуальный и торговый центр столицы, довольно долго оставался без огранки. В первой половине XVIII века волны не раз грозили размыть фундамент Кунсткамеры. Когда открывали Академию художеств, для удобства прибывающих по воде гостей пришлось спешно строить временную пристань. Только к Меншиковскому дворцу можно было нормально пристать, и волны до него не доставали. Общественным зданиям приходилось куда как хуже.
Начало оформления берегов Васильевского острова было связано с торговлей. На стрелке по направлению к будущей Тучковой набережной и возведенному на ней Малому Гостиному двору в 1728 году построили большую деревянную пристань для разгрузки кораблей. Ее планировали заменить каменной, но денег не хватило, поэтому до начала XIX века пристань только подновляли. В 1801–1805 годах архитекторы Тома де Томон и Адриан Захаров разработали монументальное решение для стрелки, включающее насыпную площадь с двумя полукруглыми спусками к воде. Набережная была выстроена от Менделеевской линии и здания Двенадцати коллегий до Биржевой линии со стороны Малой Невы.
Стрелка Васильевского острова. И.Ческий по рис. М.Шатошникова. Гравюра 1820-х годов.
/ www.peterburgweb.ru
Стрелка Васильевского острова. И.Ческий по рис. М.Шатошникова. Гравюра 1820-х годов.
/ www.peterburgweb.ru
А вот Университетская набережная долго оставалась неблагоустроенной. Только к 1830 году был утвержден проект гранитной стенки от Исаакиевского моста до здания Академии художеств, который предусматривал в том числе пристань около Академии. Сначала ее планировали сделать простой, но этому воспротивился архитектор Константин Тон: он быстро создал план парадного оформления этого причального сооружения.
По замыслу Тона пристань у Академии должны были украшать конные группы, копии тех, которые тогда украшали Елисейские поля в Париже. Отливать коней в бронзе поручили, разумеется, скульптору Петру Клодту. Но в последний момент Тону стало известно, что в Петербург уже прибывают огромные статуи сфинксов из Фив, и он переделал свой проект на египетский лад.
Набережная Невы у Академии художеств 1835 / www.wikipedia.org
Набережная Невы у Академии художеств 1835 / www.wikipedia.org
Интересный факт
В плане Тона и в первоначальном воплощении пристани фигурировали бронзовые головы грифонов, которые были при неясных обстоятельствах утрачены. Восстановили их только в 1934 году при реставрации набережной.
А на другой стороне острова, за Малым Гостиным двором и особняками Апраксиных, Демидовых, Нарышкиных, Лопухиных вдоль левого берега Малой Невы всё еще существовал обычный земляной откос.
От стрелки Васильевского острова до Биржевой линии берег здесь укрепили и заковали в гранит в 1806–1809 годах. Тогда же была сооружена и украшена фигурами львов широкая пристань-лестница у старого здания Биржи. В 1829–1832 годах гранитную набережную продлили до Тучкова моста. В этот период строители также сформировали участки по набережной за Малым проспектом, где раньше была топкая береговая отмель.
С 1887 года часть набережной от Биржевой линии до реки Смоленки стала называться Тучковой (по Тучкову мосту).
Антон Иванов «Вид Тучкова моста с окрестностями», (1818-1863) / www.wikipedia.org
Антон Иванов «Вид Тучкова моста с окрестностями», (1818-1863) / www.wikipedia.org
Однако в конце XIX века состояние набережной оставляло желать лучшего. Но по экономическим причинам ее благоустройство откладывали и откладывали. Сменился строй, прошли две войны... Капитальный ремонт набережной, которой в 1952 году присвоили имя адмирала Макарова, состоялся в 1958–1966 годах. Тогда эта часть берега была создана практически заново. Вместо деревянных были построены два капитальных моста: Биржевой и Тучков. Гранитную стенку подняли над берегом Невы, за Тучковым мостом снесли портовые склады и на их месте обустроили широкий бульвар, создали речную пристань.
Конкурсный проект музейно-выставочного центра на Тучковом буяне. Вид от Тучкова моста в сторону Петропавловской крепости, 1913 год / www.wikipedia.org
Конкурсный проект музейно-выставочного центра на Тучковом буяне. Вид от Тучкова моста в сторону Петропавловской крепости, 1913 год / www.wikipedia.org
В 2018 году был открыт участок набережной от улицы Одоевского до Адмиральского проезда. Впоследствии, как утверждают градостроители, обе части набережной будут соединены в сквозной проезд.
На новом отрезке набережной ведется активное строительство, в том числе и жилое. Этому способствует удобное местоположение и активно развивающаяся инфраструктура этого района: отсюда можно попасть на набережную реки Смоленки с широким променадом до Тучкова моста и далее — до стрелки. По 8–9 линиям Васильевского острова можно быстро и без проблем добраться до центра Петербурга.
В пешей и транспортной доступности несколько станций метро, самая близкая из которых «Приморская». В хорошую погоду можно прогуляться и до «Василеостровской», и до «Спортивной».
Практически рядом вся академическая мощь Васильевского острова, включая не только Санкт-Петербургский государственный университет, Горный университет и факультеты других известных институтов, но и детские сады, престижные школы и гимназии, театры и музеи.
Вдоль набережной и по мосту Бетанкура идет велодорожка, по которой можно доехать до Крестовского, Каменного и Елагина островов и дальше, в район парка 300-летия Петербурга.
Совсем рядом тут находится гипермаркет «Лента» и «Леруа Мерлен».
Между Уральской улицей и набережной Макарова возводится жилой комплекс «Эмеральд» от девелопера Setl Group. Проект объединяет четыре корпуса по 12 этажей с эффектными фасадами, облицованными керамогранитом разных оттенков изумрудного цвета, и солнцезащитным остеклением окон. Часть корпусов «Эмеральда» выходит к воде: из окон квартир можно будет любоваться на широкую в этом течении Неву, на новый стадион и Лахта Центр — с одной стороны, центр Петербурга — с другой. Некоторые квартиры будут трехсторонними, и солнце будет заглядывать в их окна с утра до вечера, часть — с удобными семейными планировками. И есть еще такие квартиры, в которых можно будет обустроить собственный зимний сад или домашнюю сауну — выбор остается за покупателем.
Комплекс будет максимально отгорожен от посторонних и снабжен системой контроля доступа на территорию, а по периметру здания, у входа в парадные, в лифтовых кабинах, паркинге и на детских площадках будет осуществляться круглосуточное видеонаблюдение. На закрытой дворовой территории исключаются автомобили, они останутся в подземном паркинге. А главным центром притяжения жилого комплекса станет ландшафтный сквер с фонтаном.
Комплекс будет максимально отгорожен от посторонних и снабжен системой контроля доступа на территорию, а по периметру здания, у входа в парадные, в лифтовых кабинах, паркинге и на детских площадках будет осуществляться круглосуточное видеонаблюдение. На закрытой дворовой территории исключаются автомобили, они останутся в подземном паркинге. А главным центром притяжения жилого комплекса станет ландшафтный сквер с фонтаном.
ЖК «Эмеральд на Малой Неве»
1
Престижный
Васильевский остров
  • Романтика острова и морской воздух
  • Университеты, музеи, театры
  • Ведущие школы и гимназии
2
Функциональное пространство
  • Просторные дворы без машин
  • Сквер с фонтаном и ландшафтным дизайном
  • Площадки workout и развивающие игровые комплексы
3
Высокий
комфорт-класс
  • Формат High Flat с панорамными
    окнами и потолком 3 м
  • Квартиры с возможностью обустроить сауну и зимний сад
  • Кладовые, подземный паркинг

Окраина Правого берега:
самая длинная в городе набережная

Окраина Правого берега:
самая длинная в городе набережная

В центре набережные довольно быстро сковали вольное течение Невы, не давая ей подтачивать берега и рушить здания. На рабочих и портовых окраинах, выходящих к реке, до середины XX века, а то и позже, дело обстояло совсем по-другому. Тут были низкие причалы, земляные откосы, спускающиеся к воде, лабиринты заборов и дворов, сады, склады и мастерские у берега.
План Санкт-Петербурга / www.wikipedia.org
План Санкт-Петербурга / www.wikipedia.org
Правый же берег Невы был еще хуже, так как его неблагоустроенность усугублялась практически полным отсутствием удобного сообщения с центром города. Кроме того, опасность здесь представляли зимние «зажоры», при которых русло Невы загромождается мелким спресcованным льдом. Из-за возникновения ледяной плотины уровень воды мог подниматься до 3 метров, а ледяные торосы достигать высоты 8 метров. Такие высоты были отмечены, к примеру, в 1928 году.
В 30-е годы XX века в этом районе началось благоустройство набережной с прицелом на обслуживание фабрик и заводов. Промышленным предприятиям нужны были и свободный подъезд из центра города и с окраин, и удобная разгрузка с воды. Первый этап строительства начался в 1930 году между Финляндским и будущим Володарским мостами. Пришлось подсыпать и укреплять низкие берега, прокладывать благоустроенную магистраль к центру, сооружать две большие причальные пристани с широкими площадками для складов материалов и товаров.
Октябрьская набережная / www.wikipedia.org
Октябрьская набережная / www.wikipedia.org
Поскольку набережная Правого берега, как она тогда называлась, была промышленной, подход к ее архитектуре стал соответствующим: вертикальные стены решено было не использовать, вместо них создали береговые откосы, отделанные дешевым диабазом. Через каждые 250 метров были построены прямые лестницы, а в районе комбината им. Тельмана (Октябрьская набережная, 50) соорудили пристань с видовыми террасами для пассажирских судов: простой широкий спуск к воде, облицованный гранитом. На всем протяжении этого отрезка набережной берег от воды отгораживает чугунная решетка с повторяющимся рисунком из овалов. Звенья решетки держатся на бетонных тумбах.
Интересный факт
Октябрьской набережная была названа в честь очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Но почему-то это произошло не в один из юбилеев, а в 1973 году — через 56 лет после революции.
В 1938 году был построен Володарский мост, и около него соорудили высокую гранитную стенку в духе центральных набережных левого берега. При перестройке моста в 1993 году под ним появился спуск к воде длиной 82 метра. После моста набережная продолжается в том же виде до Большого Обуховского (вантового) моста, где переходит в областную дорогу вдоль правого берега Невы.
Строительство Володарского моста / www.wikipedia.org
Строительство Володарского моста / www.wikipedia.org
Интересный факт
Октябрьская набережная — самая длинная в Петербурге. Длина ее городской части составляет более 8 километров, а если посчитать и областную — так и все 20 наберется!
Сейчас на месте бывших промышленных предприятий и вспомогательных земель идет активное строительство жилых комплексов. Специалисты прогнозируют бурное развитие инфраструктуры этого района и повышение его доступности для общественного транспорта, уже сейчас неподалеку находятся станции метро — «Новочеркасская», «Улица Дыбенко» и «Проспект Большевиков».
Для автомобилистов здесь идеальное место: до центра города — 10 минут. Набережная заканчивается въездом на КАД, ее пересекает хорда от Мурманского шоссе через Народную улицу и Володарский мост до южного края города.
Практически в самом начале набережной строится уже хорошо известный жилой комплекс «PULSE на набережной» от компании Setl Group. Архитектурное решение первой очереди этого квартала включает корпуса высотой не более 15 этажей с небольшим количеством парадных. В каждом холле предусмотрены места для отдыха и специальные помещения для размещения колясок и велосипедов. Для больших семей запроектированы секции с просторными квартирами: с кухнями-гостиными, родительскими спальнями с отдельными санузлами, помещениями для прачечной и гардеробной. Автомобилистов порадует отапливаемый подземный паркинг; родителей — закрытые дворы с детскими площадками и детским садом с бассейном; любителей спорта — физкультурно-оздоровительный комплекс.
Расположение комплекса действительно удачное: 10 минут до парка Строителей, вблизи три школы и несколько детских садов, уже сейчас в шаговой доступности есть все необходимые магазины, а в 20 минутах ходьбы — крупный торговый центр.
Из окон квартир, выходящих на Октябрьскую набережную, — можно любоваться панорамой Невы и роскошными закатами. Система остекления и регулировки микроклимата поможет создать комфортную атмосферу. Все квартиры сдаются как с отделкой «Итальянские коллекции», включающей даже теплые полы в ванной комнате, так и без нее, чтобы сделать ремонт по своему вкусу.
Из окон квартир, выходящих на Октябрьскую набережную, — можно любоваться панорамой Невы и роскошными закатами. Система остекления и регулировки микроклимата поможет создать комфортную атмосферу. Все квартиры сдаются как с отделкой «Итальянские коллекции», включающей даже теплые полы в ванной комнате, так и без нее, чтобы сделать ремонт по своему вкусу.
ЖК «Pulse на набережной»
1
Октябрьская
набережная
  • 10 минут до центра города
  • Рядом школы, парки
  • Крупные торговые центры
2
Передовые
технологии
  • Навесной вентилируемый фасад
  • Солнцезащитное остекление окон
  • Управление микроклиматом в доме
3
Функциональное пространство
  • Детский сад с бассейном
  • Физкультурный комплекс
  • Квартиры High Flat с потолками 3 м
  • Европланировки

А на том берегу с набережными всё гораздо сложнее...

А на том берегу с набережными всё гораздо сложнее...

Вернемся на левый берег Невы. За Александро-Невской лаврой начинается длинная магистраль вдоль реки, бывший путь в Шлиссельбург и Архангельск, а затем — подъезд к промышленным предприятиям Невского района.
В середине XIX века бывшая дорога превратилась в несколько отрезков — проспектов, самый крупный из которых назывался Шлиссельбургским. Вдоль него, там, где сейчас проложены трамвайные рельсы, от Московского вокзала через Старо-Невский проспект пустили узкоколейную железную дорогу. Только так в то время можно было добраться от центра города до заводов.
Московский вокзал, 1844 год / www.wikipedia.org
Московский вокзал, 1844 год / www.wikipedia.org
Поскольку здесь находились главные предприятия города, в XX веке именно с этого района началась большая реконструкция. Однако проспект Обуховской Обороны проходил чуть в стороне от Невы, поэтому здесь до сих пор имеются отрезки естественного берега, занятого промышленными строениями или зелеными насаждениями. А вот там, где проспект выходит к Неве, у Фарфорового завода, уже в 1926–1928 годах построили благоустроенную двухъярусную набережную смешанного назначения: нижняя часть была предназначена для погрузки и разгрузки судов, а верхняя — для прогулок вдоль реки. Высота набережной достигает 6 метров.
Б. Патерсен. «Вид окраины Петербурга у фарфорового завода». Конец XVIII века / www.wikipedia.org
Б. Патерсен. «Вид окраины Петербурга у фарфорового завода». Конец XVIII века / www.wikipedia.org
С верхней части на нижнюю ведут семь гранитных лестниц, а напротив главного здания Фарфорового завода построен целый комплекс террас, лестниц и площадок для любования водами Невы. При сооружении Володарского моста к набережной добавились гранитные стенки.
Рядом на набережную выходит парк имени Бабушкина, у которого длинная история. Зеленый массив появился здесь во времена правления Екатерины II, когда за Невской заставой для нее построили охотничий замок и благоустроили близлежащие лесные массивы. В XIX веке этот участок стали называть садом «Вена», по названию владевшего им пивоваренного завода. Здесь в 1891 году открыли первый в Невском районе театр на 300 мест и народную читальню. Со временем территория парка увеличилась с 6 дореволюционных гектаров до 14.
Напротив парка, на улице Бабушкина, строится жилой комплекс «Стрижи в Невском» от компании Setl Group. Несмотря на то, что он расположится не на самой набережной, из окон его квартир можно любоваться видами Невы: ничто не заслоняет обзор. А неспешная прогулка через парк или по окрестным улицам до набережной занимает всего 7–10 минут. Столько же уйдет и на путь до станции метро «Ломоносовская», а инфраструктура в этом давно обжитом районе не вызывает никаких нареканий: школы, детские сады, магазины, поликлиники и отделения банков, кафе и рестораны — всё есть.
Ступенчатая архитектура проекта стремится вверх, отражая название: высота четырех корпусов возрастает постепенно от 10 до 24 этажей. Облицовка керамогранитом, красочные вставки и светоотражающее остекление окон делают комплекс нарядным и выдержанным в едином стиле. Для того чтобы еще больше подчеркнуть единство архитектурного решения, корпуса объединяют прямоугольные аркады.
Специально для больших семей в жилом комплексе предусмотрены семейные секции — менее высокий и более комфортный для покупателей с детьми. На этаже всего по 4 квартиры: от просторных 1-комнатных для молодой семьи до 4-комнатных площадью свыше 100 квадратных метров. В таком доме дети будут дружить друг с другом, а взрослые — общаться с единомышленниками.
В том же микрорайоне, что и комплекс, находятся несколько государственных школ и детских садов, магазины, ледовая арена и детские спортивные секции, каток. В самих корпусах откроются продуктовый магазин, аптека, кафе, пекарня. Также застройщик возведет детский сад на 250 мест с отдельной детской площадкой. Кстати, о дворах: в ЖК «Стрижи» они не только защищены от ветра и шума специальными экранами, но и приподняты на несколько метров от земли на стилобате. Между дворами будут пролегать «воздушные мосты», создавая «парящий» эффект. Для автомобилей предусмотрены подземные паркинги со спуском на лифте и открытые гостевые парковки.
В том же микрорайоне, что и комплекс, находятся несколько государственных школ и детских садов, магазины, ледовая арена и детские спортивные секции, каток. В самих корпусах откроются продуктовый магазин, аптека, кафе, пекарня. Также застройщик возведет детский сад на 250 мест с отдельной детской площадкой. Кстати, о дворах: в ЖК «Стрижи» они не только защищены от ветра и шума специальными экранами, но и приподняты на несколько метров от земли на стилобате. Между дворами будут пролегать «воздушные мосты», создавая «парящий» эффект. Для автомобилей предусмотрены подземные паркинги со спуском на лифте и открытые гостевые парковки.
ЖК «Стрижи в Невском»
1
Передовые
технологии
  • Навесной вентилируемый фасад
  • Солнцезащитное остекление
  • Управление микроклиматом в доме
  • Система «Дом. Онлайн»
2
Функциональное пространство
  • Разновысотная архитектура
  • Закрытые дворы на стилобатах
    с «воздушными мостами»
  • Детский сад на 250 мест
3
Индивидуальные решения
  • Квартиры с видом на парк и Неву
  • Отдельные секции с семейными квартирами
  • Квартиры с возможностью обустройства зимнего сада
  • Квартиры High Flat с потолками 3 м
    и большими окнами
Материал подготовлен специально для ЦРП «Петербургская Недвижимость»

ЖК «Эмеральд на Малой Неве»: СПб, Уральская ул., дом 21, литера А, кадастровый номер ЗУ 78:06:0206202:45. Застройщик ООО «Сэтл Сити». Проектная декларация на сайте ЕИСЖС (наш.дом.рф).
ЖК «Pulse на набережной» (ЖК «Пульс на набережной»): СПб, Октябрьская наб., кадастровый номер ЗУ 78:12:0633102:4248. Застройщик ООО «Сэтл Сити». Проектная декларация на сайте ЕИСЖС (наш.дом.рф).
ЖК «Стрижи в Невском»: СПБ, улица Бабушкина, корпус 3, кадастровый номер 78:12:0007125:228. Застройщик ООО «Сэтл Сити». Проектная декларация на сайте ЕИСЖС (наш.дом.рф).

Автор: Алена Синицына
Редактор/корректор: Елена Виноградова, Елена Иванова
Координаторы: Елена Рожнова, Ольга Голубева
Фотограф: Алексей Рожнов
Скриншоты: Яндекс карты
Дизайнер: Екатерина Елизарова