Когда Тарковский зажигает. Последний фильм великого режиссера покажут по ТВ
Отреставрированную версию «Жертвоприношения» Андрея Тарковского можно будет увидеть 28 августа в эфире канала «Кино ТВ». Когда-то, чтобы эта картина состоялась, съемочной группе пришлось дважды сжечь дом на шведском острове и прополоть поле цветов.
Премьера «Жертвоприношения» прошла в 1986 году на Каннском кинофестивале, где фильм получил сразу три награды, включая Гран-при. Еще через пару лет он был отмечен призом Британской киноакадемии.

«Жертвоприношение» — последняя работа Андрея Тарковского и единственная, которую он создал уже в статусе невозвращенца. В производстве участвовали сразу три страны: Франция, Англия и Швеция, где проходили съемки. Актеры говорят по-шведски, но еще в 1988 году для показа в СССР был сделан одноголосый закадровый перевод. Для него привлекли легендарного актера Рудольфа Панкова, который позже станет, в частности, официальным российским голосом Энтони Хопкинса. Именно эту дублированную версию и увидят зрители телеканала «Кино ТВ».
Kinochannel.ru: кадр со съёмочной площадки фильма «Жертвоприношение», Лейла Александер-Гаррет, svoboda.org

После показа состоится специальный получасовой эфир, посвященный «Жертвоприношению». В нем будут участвовать Рудольф Панков и режиссер Константин Лопушанский — ученик Тарковского, работавший вместе с ним над «Сталкером». Зрители смогут сравнить свои впечатления с рассуждениями кинокритиков, узнать, что думают о Тарковском Удо Кир и Гас Ван Сент. Кроме того, «Кино ТВ» покажет сюжет снятый в Юрьевце, родном городе режиссера, и поделится результатами эксперимента в популярном интернет-жанре «реакции».

Действие фильма происходит на шведском острове Готланд. Вместе с семьей и друзьями главный герой — Александр — собирается отпраздновать свой день рождения, когда по телевизору объявляют о начале ядерной войны. Александр обращается к Богу и обещает пожертвовать все, что у него есть, лишь бы ужасные события прекратились. На следующий день просьба исполняется, и верный своему слову герой поджигает собственный дом. Предварительно, впрочем, выманивает оттуда супругу и детей.
Кульминационная сцена пожара была для Андрея Тарковского самой важной. Однако, когда после долгой подготовки дом наконец подожгли, в камере неожиданно остановилась пленка. Продюсеры предлагали режиссеру смонтировать фильм без пожара, но тот не согласился. Так само существование картины оказалось под угрозой. В итоге режиссерский взгляд победил, и за три дня дом был отстроен заново и подожжен во второй раз. Среди менее масштабных подвигов съемочной группы можно упомянуть прополку небольшого шведского поля, которое, по желанию Тарковского, участники съемок избавили от всех росших на нем желтых цветов.

Режиссер успел объяснить свое творение по большому счету. «Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву», — писал он. Однако зрителям не стоит ждать, что 2,5-часовой шедевр будет им понятен с первого просмотра.
Максим Заговора
«Соприкасаться с настоящим искусством всегда непросто, — предупреждает редактор «Кино ТВ» Максим Заговора. — Но нужно понимать, что Тарковский — это режиссер, который определил кинематограф XX века и продолжает определять кинематограф XXI века. Даже блокбастеры и экранизации комиксов, которые идут в кинотеатрах сейчас, без него были бы другими. И многие режиссеры, работающие в массовом кино, являются фанатами Тарковского. «Жертвоприношение» — его последний и самый мистический фильм, самый пророческий, подводящий некий итог всей его фильмографии. Для человека, живущего в ритме видеоклипов и соцсетей, это хороший способ проверить, насколько он будет готов к погружению в сложное, откровенное и очень искреннее искусство».
Редактор «Кино ТВ»
Материал подготовлен специально для телеканала «Кино ТВ»