Фонтанка - 500
Владельцы крупнейших
частных компаний
Петербурга и Ленобласти
«Фонтанка» представляет рейтинг крупнейших предпринимателей Петербурга, которые владеют компаниями с оборотами больше 1 млрд рублей в год.
Что может быть интереснее, чем считать деньги в чужих карманах. Особенно если их там много. «Фонтанка» составила список жителей нашего города, у которых деньги водятся. Нас интересовали только конкретные люди — владельцы бизнеса, а не транснациональные корпорации, госструктуры и подразделения крупных холдингов.

Они каждый день ездят на работу по тем же улицам, что и мы, ходят в такие же магазины, едят в доступных нам ресторанах, а наши дети могут быть одноклассниками. Это петербуржцы.

Всего в городе 1767 компаний, которые показывают выручку от миллиарда. Но, разумеется, это говорит лишь о масштабе работы фирмы, а не об успешности ее бизнеса. Больше 10% «миллиардеров» убыточны, а еще 400 показывают совершенно мизерную (для той лиги, где они играют) чистую прибыль — меньше 10 млн рублей.
Чтобы исключить элемент случайности, редакция «Фонтанки» включила в рейтинг только те фирмы, которые выручку больше 1 млрд рублей показывали три последних года подряд. Основной источник — открытые данные, собранные в СПАРК. С помощью него мы отобрали фирмы, соответствующие трем характеристикам: их ежегодная выручка за 2016—2018 годы исчисляется миллиардами, они прописаны по адресам Петербурга и Ленобласти, и основные их владельцы — реальные люди.

В результате у нас осталось около 500 компаний. Лишь 26 компаний оказались убыточными по итогам трех лет. Так что крупный частный городской бизнес можно смело назвать успешным и эффективным, хотя «средняя по больнице» рентабельность по чистой прибыли — всего 3,9%.
В 2016—2018 годах компании нашего рейтинга выручили около 7,7 трлн рублей. В качестве чистой прибыли у них осталось 394 млрд рублей, 191 миллиард из которых ушли владельцам в виде дивидендов.

И именно этих владельцев мы в определенном смысле и называем реальными миллиардерами.

В наш рейтинг попали и банки, в финансовой отчетности которых попросту нет показателя «выручка». Чтобы оценить их масштаб, мы складывали процентные и комиссионные доходы банков и учитывали прибыль после налогообложения.

Для удобства сравнения мы сгруппировали все компании в 20 отраслей. Деление это весьма условное. Но именно так миллиардеров можно сравнить не по «внешним», а по качественным признакам, и сопоставить друг с другом тех, кто пользуется похожими формулами получения прибыли и в работе подчиняется одним и тем же законам. Фирмы, которым в своем деле почти не с кем конкурировать, «Фонтанка» объединила в группу «Прочее».
Остальные отраслевые списки редакция показала экспертам, не понаслышке знакомым с первыми лицами петербургского бизнеса. После чего рейтинг немного пополнился теми, кто по разным причинам не соответствовал заданным изначально параметрам. Это холдинги, которые делят свой оборот между десятком юрлиц, а еще фирмы, оформленные на офшоры, - в ряде случаев СМИ хорошо известны их настоящие петербургские владельцы.

Список «Фонтанки» максимально математичен. В большинстве других рейтингов состояние их участников оценивается по стоимости найденных журналистами активов, причем по стоимости примерной, зачастую бесконечно далекой от реального положения дел.

У нас же в полной мере реализован принцип «если ты такой умный, то где твои деньги». Вот они — в строчках бухгалтерской и финансовой отчетности. Известны до рубля и находятся в открытом доступе. С цифрами, которые заявляют сами компании и которые затем пристально проверяет налоговая, не поспоришь.

В списке миллиардеров есть и группы компаний, объединенные общими бенефициарами и менеджментом. В рейтинге мы старались ссылаться на их консолидированную отчетность по МСФО или на данные, которые компании сами предоставили «Фонтанке». В ряде исключений мы суммировали финансовые показатели самостоятельно — в таблице эти цифры выделены цветом, и можно с уверенностью утверждать, что реальные обороты группы по крайней мере не меньше этих.
В поисках основных бенефициаров «Фонтанка» обращалась к данным ЕГРЮЛ и информации самих компаний. В рейтинге мы указали лишь реальных владельцев бизнеса, обладающих значительным числом голосов и долей в уставном капитале фирмы. Имена мажоритариев отмечены знаком $. Звездочкой отмечены те случаи, в которых основной источник информации о владельцах компании — СМИ.

В ряде случаев эта информация может быть устаревшей — некоторые формы собственности организаций позволяют не раскрывать информацию о смене собственников. Кроме того, бизнес — это живой организм, и за время подготовки рейтинга 21 юрлицо из нашей выборки перешло в стадию ликвидации или банкротства.

Редакция понимает, что в нашем списке указаны далеко не все владельцы крупного городского бизнеса. К примеру, алгоритм составления рейтинга исключил тех, кто оформил собственность на офшоры. Если информация о конечных владельцах крупных компаний общеизвестна, мы не игнорировали ее и добавляли их в список. Однако проводить серьезные расследования и искать конечных владельцев всех крупных городских компаний не входило в задачи авторов рейтинга.

Вполне возможно, что часть участников нашего рейтинга — не такие уж и богатые люди. Ведь далеко не всегда длинная цепочка нолей на счетах компании может быть превращена в личные деньги ее владельца. Поэтому мы отдельно присмотрелись к тому, как петербургские фирмы выплачивают дивиденды.

Несмотря на трудности, бизнес в Петербурге не только обеспечивает треть бюджета города, выплачивая налоги, но и дает работу сотням тысяч горожан. Да, масштаб лидеров рейтинга не сопоставим с теми, кто оказался внизу нашего списка. Но каждый из них может гордиться своими успехами. Ведь, в отличие от большинства других горожан, у них есть миллиард, и никуда посылать их не стоит даже в шутку.

СО СВОДНОЙ ТАБЛИЦЕЙ РЕКОМЕНДУЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ СО СТАЦИОНАРНОГО КОМПЬЮТЕРА, В МОБИЛЬНОЙ ВЕРСИИ НЕКОТОРЫЕ ГРАФЫ МОГУТ ОТОБРАЖАТЬСЯ НЕКОРРЕКТНО.
«Фонтанка» попросила владельцев компаний прокомментировать состояние отраслей, к которым они относят свой бизнес. Игроки рынка рассказывают об основных трендах, вызовах и своих ожиданиях.
pixabay.com
АВТОДИЛЕРЫ
Роман Слуцкий, совладелец группы компаний «Аларм-Моторс»:
— Сегодня я не вижу объективных причин и оснований ни для спада, ни для подъема отрасли. Статистика демонстрирует по рынку небольшой спад объемов продаж, но подчеркну: лишь в целом. Пока одни бренды падают, другие — растут.

В каком-то смысле российский рынок поделен — все лидеры, формирующие до 85% объемов продаж, на ближайшие годы уже определены и видят свою стратегическую задачу не в увеличении своей доли на рынке, а в постепенном росте доходности.

Вообще государству лучше не вмешиваться в рыночные процессы, но если ему нужны новые рабочие места в российском автопроме, то необходимо стимулировать сбыт стратегически — создавать долгосрочные госпрограммы.

У петербургских дилерских групп совершенно разные бренд-портфели. Кто-то может разориться на VW, а кто-то — заработать на УАЗ.

Роман Слуцкий, совладелец группы компаний «Аларм-Моторс». Предоставлено отделом маркетинга автохолдинга «Аларм-Моторс»
Специфика в том, что даже при больших оборотах дилерское предприятие в лучшем случае может рассчитывать на рентабельность не более 3%, поэтому важно правильно управлять издержками, финансовыми потоками и рисками, а еще внимательно относиться к проектам развития — известно, что многие дилерские сети споткнулись именно на желании владельцев расти слишком быстро.

В последние годы основной точкой роста становится продажа автомобилей с пробегом, но порой приходится сталкиваться с неожиданными проблемами — к примеру, в этом году Ford решил прекратить продажи своих автомобилей в России. Мы немало потрудились, чтобы за несколько месяцев изменить портфель и запустить дилерские предприятия пяти новых для нас брендов. Так что автобизнес требует активного участия в управлении самих владельцев, которые должны создавать и поддерживать вокруг себя профессиональную команду.

Думаю, что те фирмы, которые работают по-другому, — первые претенденты «на вылет». Самое дорогое, что создает и поддерживает бизнесмен, — это репутация, доверие клиентов и партнеров — бесценно. Если ты не в теме, лучше продавай дилерский центр или сдай в аренду!

pixabay.com
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Темур Аминджанов, совладелец компании «НПО «Старлайн»:

Темур Аминджанов, совладелец компании «НПО «Старлайн». Предоставлено пресс-службой «НПО «Старлайн»
Исследования и разработки в области высоких технологий радиоэлектроники - это долгосрочные, сложные инвестиции, требующие решения большого количества задач. Современные и перспективные задачи требуют согласованной работы сотен и тысяч программистов, инженеров, конструкторов.

Если нет идеи, которая бы объединила этот разнородный коллектив, решение поставленных задач - маловероятно. Если главная идея инвестора: побыстрее нажиться любой ценой, то ничего сложного и конкурентного в мире не создать. Сегодня у нас в стране эффективные менеджеры молятся на свой идол - «руку рынка».
Мое мнение, что миф о некой руке рынка действует разрушительно и не может сплотить и создать команду, ориентированную на результат и готовую посвятить себя, отдать все силы во имя достижения поставленной цели.

В этом смысле в Советском Союзе, особенно в 30-50-е годы, у наших людей, граждан великой страны, было значительно лучшее понимание, для чего и ради кого они самоотверженно трудятся. Именно по этой причине большое количество научных и производственных достижений были заложены в этот период.

Самые высокие технологии сегодня - не в космосе и не в самолетах, а в смартфонах и беспилотных автомобилях. В нашем сегменте - автобезопасности - у России вообще уникальное положение.

В технологиях автобезопасности и умного мониторинга в силу различных обстоятельств российские компании лидируют в мире. Одна из важнейших причин такого технического превосходства в области автобезопасности - наличие достаточно большого количества специалистов в автосервисах с техническими знаниями.

В США, Европе и многих других странах таких специалистов практически нет. Объединив усилия десятков тысяч таких специалистов, а также команды инженеров и программистов, удалось создать уникальные технологии, закрепить их сотней патентов и выйти на рынки автобезопасности 58 стран мира.

Основной тренд среди политиков и государственных чиновников, который я наблюдаю сегодня - много пафосных речей, симпозиумов, инновационных нано-ИТ-конференций, баттлов, призывов к бескорыстному патриотизму и очень мало конкретных дел. С высоких трибун нас - предпринимателей - призывают смело захватывать зарубежный рынок, ставить дерзкие цели и писать государственные законы…

В этом смысле разработчики и производства России, задавленные налогами и высокими процентными ставками, с микроскопическими возможностями выхода на эффект масштаба, напоминают дистрофиков из концлагеря, которым предлагают биться с чемпионами мира по боям без правил. Чтобы создать мощную конкурентную систему, добиться конкурентных, в мировом смысле, результатов, нужна концентрация средств, сил и воли всего государства, а также идея, которая могла бы объединить и сплотить самых разных людей, граждан этого государства.

Также нужны рынки, на которых созданные решения имели бы шансы выйти на эффект масштаба, окупиться и выжить в борьбе с мировыми транснациональными гигантами. Адекватных, последовательных действий в этом направлении я не вижу.

В краткосрочной перспективе развитие рынка высоких технологий в России может идти только в худшую сторону. В целом, весь финансовый мир ожидает мощнейшей волны кризиса, которая должна накрыть мировую экономику в 2020-2021 годах. Сложно сказать, что будет через 20-30 лет. У нашей страны есть уникальный опыт индустриализации высоких технологий - мы получили его в 30-е годы XX века. Вся страна поднялась и совершила экономическое чудо, которое можно было реализовать только благодаря объединяющим целям и долгосрочному государственному планированию.

А новый подъем возможен только тогда, когда оба наших государства - государство граждан России и государство олигархов России - объединятся вокруг одной общей идеи и цели, если такое вообще возможно.

pixabay.com
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Александр Семенов, председатель совета директоров ГК «КОРУС Консалтинг»:
— На сегодняшний день в IT можно выделить несколько ключевых тенденций. Прежде всего возрастающую роль государства — основного заказчика информационных технологий.

Законодателем мод выступает Федеральная налоговая служба, Министерство цифрового развития также создает все больше сервисов, например в рамках развития электронного правительства.

Также все более значимую роль на IT-рынке играют госкорпорации — многие из них создают диджитал экосистемы, в которых они не просто являются заказчиками IT-продукта, но и сами выступают провайдерами услуг и сервисов для частных лиц и компаний.

Александр Семенов, председатель совета директоров ГК «КОРУС Консалтинг». Предоставлено PR-менеджером ГК «КОРУС Консалтинг».
Большой спрос на IT-услуги мы наблюдаем на коммерческом рынке. Его главная тенденция — тренд на профессионализм: выживают только те компании, которые действительно умеют профессионально работать и создавать востребованный продукт. Это практически невозможно без IT — драйвера повышения эффективности бизнеса, который позволяет предоставлять услуги наивысшего качества, создавать новые решения, обеспечивающие конкурентные преимущества, помогает выходить на новые рынки.

Позиционирование российских IT-компаний значительно изменяется на международных рынках. Это уже не просто удаленные центры разработки, а полноценные бизнес-партнеры зарубежных игроков, которые создают интеллектуальные высокотехнологичные решения, обеспечивающие основные процессы. Мы, например, сфокусировались на предоставлении инновационных решений для фешн-индустрии — работаем над сложными задачами, и клиенты готовы нам платить, потому что получают ощутимый результат для своего бизнеса.

Главная проблема компаний, давно присутствующих на рынке, — адаптироваться к новому поколению сотрудников, которое живет уже совсем другими ценностями. Впечатления и путешествия для них важнее покупки имущества или счета в банке, они не привязаны к какому-то конкретному месту, многие из них — граждане мира. Мы думаем, как сделать так, чтобы они могли работать с нами и одновременно вести привычный для себя образ жизни, как интегрировать нашу работу со стартапами в новые контексты.

Мы не должны ограничиваться только теми технологиями, которые сейчас используем, и только теми странами, где уже присутствуем. Что мы можем предложить новому поколению? Для успешных IT-компаний будущего очень важно найти ответ на этот вопрос.

pixabay.com
РЕТЕЙЛ
Александр Мышинский, совладелец сети «Реалъ»:

Александр Мышинский, совладелец сети "Реалъ". Предоставлено Александром Мышинским.
— Наша отрасль не идет в одну сторону, пока финансовые корпорации вроде «Красного и Белого», «Вкусвилла» растут, а остальные, в том числе и гипермаркеты, стагнируют.

В тренде те, кто занимается специализированной торговлей, а также магазины-дискаунтеры — это, пожалуй, единственные, кто не конкурирует с глобальными игроками. Мы же сталкиваемся с тем, что в городе не найти места, где в шаговой доступности нет федерального игрока вроде «Пятерочки» или «Перекрестка».

Для локальный сетей есть не много вариантов для выживания: либо найти свою особенную нишу с упором на уникальность, либо обеспечить более качественный, персонализированный сервис для своего покупателя. Так поступили наши коллеги-конкуренты (сети "Лэнд", Prisma, "Семишагофф").
Но все хорошее обязательно скопируют другие игроки. Поэтому приходится постоянно придумывать что-то новое, интересное и востребованное здесь и сейчас. Мы всегда в процессе экспериментов: готовая еда, продукты ЗОЖ, свежеприготовленный кофе.

Наш главный вызов — соответствовать всем нормативным правилам. У нас в магазинах, согласно требованиям проверяющих, должны вестись 24 журнала учета разных вещей: дезинфекции, дезинсекции, заправки огнетушителей и так далее. Раньше их всего было 15, а теперь каждое ведомство добавляет свой.

Основная задача — выписать бизнесу штраф за любой чих. Те же изменения в регулировании продажи продуктов с заменителями молочного жира! Они прописаны настолько невнятно, что нас всех штрафовали. Думаю, это такой способ пополнения бюджета, они ведь не дают предупреждений и рекомендаций, а сразу выписывают штраф. Мы тратим на них уже больше, чем на налоги. И для учета исполнения всех новых правил дополнительно нанимаем сотрудников. Так что у некрупных игроков три пути — тратить на это кучу денег, уходить в тень или вообще давать взятки.

А все, что связано с государственными деньгами, — страшная профанация. Поддержка развития чего-нибудь сводится к распилу бюджета. Так что самая большая поддержка, которую нам может оказать государство, — убрать все структуры, которые занимаются бесконечным штрафованием.

Нас однозначно ждет глобализация. Те, у кого нет миллиарда, могут забыть о бизнесе. Это либо ларьки с овощами и фруктами, которые будут выставляться летом, либо серые формы, либо то, с чем будут бороться и что в конце концов победят. Закроются все малые производства — это общемировая тенденция. Зато доктрина продовольственной безопасности выполнена, и население обеспечено продуктами питания.

pixabay.com
СТРОИТЕЛЬСТВО
Аркадий Скоров, владелец компании «Дальпитерстрой»:
— Я бы не стал говорить о каких-то волнениях в строительной отрасли — все компании сами по себе развиваются циклично, но линии их спада и подъема не сильно отличаются друг от друга.

Хотя на рынке ощущается общий тренд на наведение порядка. Многие выходят из игры из-за вводящихся законами сложностей с получением решений, согласованием различных процедур.

Успешны те, у кого есть удачные локации. Себестоимость строительства что в центре, что на окраине примерно одинаковая, но прибыль и рентабельность проектов будет очень разной.

Так что строить в Шушарах, Парголово и Девяткино сегодня — все равно что в северных районах заниматься агропромышленностью.

Аркадий Скоров, владелец компании «Дальпитерстрой». Предоставлено менеджером отдела рекламы СК «Дальпитерстрой»
А борьбы на рынке Петербурга нет вообще — если девелопер начинает работать на участке, то никто туда уже не лезет.

Есть определенные сложности с законодательством — увеличивается число документации, которую необходимо обработать и подготовить, чтобы начать девелоперскую работу. Давление государства будет расти и дальше, но все это нужно, чтобы не упустить ситуацию из-под контроля и предотвратить появление пузырей и великих депрессий. Но лично я согласен не со всеми законодательными инициативами: к примеру, КГИОП ввел запрет на снос домов, построенных до 1917 года.

Вот на Лиговке в одном месте стоят рухлядь и гаражи внутри квартала — кому они нужны? Почему бы не создать группу ведущих архитекторов — человек пять настоящих патриархов архитектуры, петербуржцев, разбирающихся в классике, — которые принимали бы решения: сохранять или сносить? Они бы стали таким советом по историческому центру города, под их руководством можно было бы и новые проекты разрабатывать.

Если будет спрос, рынок всегда подстроится. В этом смысле глобально все зависит от демографической политики. Но в Санкт-Петербурге мы пока пользуемся региональными деньгами, и на нас она не особо влияет, но, чтобы отрасль развивалась ровно, нужно, как говорится, играть по всему роялю — поддерживать и Дальний Восток, и Сибирь.

pixabay.com
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Светлана Иванова, основатель группы "Ивапер":

Светлана Иванова, основатель группы «Ивапер». Предоставлено отделом маркетинга ООО «ИВАПЕР».
— Производство строительных материалов находится в состоянии спада начиная с 2014 года. Наш сегмент — профильные системы ПВХ для окон и дверей — за это время сократился в два раза. Мировые цены на сырье в рублевом эквиваленте растут гораздо быстрее, чем цены на оконные профили и готовые окна на российском рынке. Увеличиваются затраты на производство и логистику — здесь очевидна связь с общим ростом цен на сырье и тарифов на энергоносители и топливо. При этом мы также замечаем снижение платежеспособности как частных, так и корпоративных заказчиков. В большинстве случаев, к сожалению, побеждает тот, кто предлагает низкие цены, качество товара и комплектующих сегодня отодвинуто на второй план.
В этой связи основной рычаг нашего противодействия — это оптимизация всех технологических производственных процессов.

После принятия нового 214-го ФЗ «Об участии в долевом строительстве…» нагрузка по финансированию строительных проектов легла на поставщиков стройматериалов. Но есть и позитивная тенденция.

Новые инициативы по энергоэффективности, поддерживаемые правительством и строительным сообществом, повысили требования к качеству окон и дверей в новом строительстве. Крупные застройщики все больше уделяют внимания долговечности и качеству строительства, «зеленому» строительству — все это положительно влияет на рынок.

Рынок производителей профильных систем в России формировался и регулировался самостоятельно, господдержка оконной отрасли как таковой полностью отсутствует. Ее ощущают только некоторые крупные производители сырья. При этом государство поощряет и даже стимулирует их экспорт, что приводит к необоснованному росту цен внутри России. В 2019-м у нас даже зафиксировали рост импорта ПВХ-сырья.

Боюсь, что в ближайшие 1—3 года оконный рынок только продолжит слабеть. Его укрепление наступит только вместе с ростом благосостояния наших граждан.

pixabay.com
ФАРМАЦЕВТИКА И МЕДИЦИНА
Александр Борисов, совладелец компании «НТФФ Полисан»:
— Фармацевтический рынок — один из самых наукоемких и динамичных сегментов экономики, и его важность для нашей страны сложно переоценить. Недаром на смену государственной программе «Фарма-2020», целью которой были максимальная локализация лекарственных препаратов и повышение качества производства, приходит «Фарма-2030», одним из важных направлений которой является уже увеличение экспорта препаратов.

Если говорить о текущем состоянии фармацевтического рынка, то он переживает не лучшие времена. Темпы роста замедляются год от года. Аналитические компании прогнозируют рост на уровне 4—5%, хотя еще несколько лет назад он превышал 10%. Нелегко в розничном сегменте.

Александр Борисов, совладелец компании «НТФФ Полисан». Предоставлено помощником генерального директора.
На фоне сложной экономической ситуации в стране, медленного роста доходов населения потребитель меньше внимания уделяет здоровью либо приобретает более дешевые дженериковые препараты. Активно развивается государственный сегмент, куда вместе с федеральными программами пришли значительные средства.

В 2020 год фармацевтический рынок вступает с большим количеством неизвестных. С точки зрения законодательства, у нас одна из самых зарегулированных отраслей. Так, с 1 января должна быть запущена обязательная маркировка. Но уже сейчас понятно, что далеко не все производители успеют переоборудовать к этой дате линии.

Нет ясности и в последствиях законодательных инициатив. До сих пор не утверждены методики расчета цен на препараты, входящие в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. — Прим. ред.). Есть риски, что государство заморозит цены. Но ведь никто не заморозит цены на сырье, расходные материалы, не отменит необходимость социальной защиты наших сотрудников.

На аптечный рынок может существенно повлиять возможное разрешение на продажу препаратов через Интернет. Уже сформировалась активная прослойка населения, готовая осуществлять покупки дистанционно. И такое нововведение приведет к значительному переформатированию розничного сегмента, что на фоне и без того не растущих продаж может стать критичным для ряда аптечных сетей.

Таким образом, развитие рынка во многом зависит не от самих его игроков, а от изменений правил игры, которые появятся в 2020 году.

pixabay.com
ЭЛЕКТРОНИКА И ЭЛЕКТРОТОВАРЫ
Савелий Житомирский, совладелец и управляющий группы промышленных компаний «Корпорация «ТИРА»:

Савелий Житомирский, совладелец и управляющий группы промышленных компаний «Корпорация «ТИРА». Предоставлено менеджером по рекламе и PR ГПК «Корпорация «ТИРА»
— Отрасль радиоэлектроники сильно диверсифицирована, и у нас нет механизмов, позволяющих отслеживать динамику развития у «соседей слева» или «соседей справа», за исключением, разумеется, непосредственных конкурентов.

Можем сказать о себе: объемы контрактного производства понемногу (4—6% в год), но устойчиво растут в течение последних трех-четырех лет. Соответственно, растет и выручка.

Наш сектор отрасли — разработка и производство мощной теле- и радиопередающей аппаратуры и комплексов для профессиональной радиосвязи, — предполагающий тесное взаимодействие с государством как основным заказчиком (в том числе, и в рамках гособоронзаказа), а также с крупными корпоративными заказчиками, безусловно, находится в тренде, в особенности после включения санкций в 2014 году.

Но объемы гособоронзаказа имеют тенденцию к постепенному сокращению по мере поступления в Вооруженные силы России новейших образцов техники и оборудования.
Это естественный процесс, он касается и нас тоже, и мы к нему готовы — увеличиваем долю гражданской продукции в структуре разрабатываемой и выпускаемой нами техники, находим своих заказчиков в аэронавигации и управлении воздушным движением, на морском и речном транспорте, в МЧС, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, словом, везде, где необходима надежная радиосвязь.

Основными точками развития мы считаем освоение и применение инновационных и IT-технологий, которые позволяют расширить потенциал выпускаемого нами оборудования, сделать его возможности более комплексными. Есть ряд сложностей, с которыми сталкиваются игроки рынка, например в вопросе поставок комплектующих изделий и элементной базы — это связано с объявлением санкций в 2014 году.

Проблематично банковское кредитование в связи с высокими ставками по кредитам. Различные формы государственной поддержки существуют, в том числе достаточно эффективные, но ее не хватает, например, в вопросе наших экспортных поставок.

pixabay.com
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ
Станислав Волошин, генеральный директор "ЭнергоРОК-1":
На рынке энергоснабжения в настоящий момент можно выделить две основные группы игроков: гарантирующие поставщики и энергосбытовые компании. Первые осуществляют свою деятельность за счет выделения им географического региона, на территории которого они обязаны заключать публичные договора энергоснабжения с любым потребителем.

Независимые сбытовые компании работают по принципу рыночной конкуренции, предлагая потребителям более гибкие условия сотрудничества. Выбор поставщика со стороны потребителя обуславливается лишь его соображениями целесообразности и экономичности, так как все игроки действуют в рамках существующего законодательства с одинаковой степенью надежности.

Законодательство в области электроэнергетики в настоящий момент претерпевает ряд изменений, что требуют от игроков умения быстро адаптировать свою бизнес модель под эти факторы.

В ближайшее время должен вступить в силу (январь 2020 года) законопроект об оплате резервируемой мощности, что может привести к увеличению стоимости электроэнергии для крупных потребителей. Если рост стоимости электроэнергии будет велик, то стоит ожидать уход потребителей на собственные источники генерации, а это негативно скажется на электросетевом секторе. Поэтому в настоящий момент энергосбытовые компании проводят работы по снижению последствий роста стоимости электроэнергии для потребителей.

Другой принятый законопроект касается лицензирования энергосбытовой деятельности. В ближайшее время мы ожидаем утверждения окончательных требований к участникам рынка, необходимых для получения лицензии. Данный законопроект направлен на исключение недобросовестных игроков на рынке продажи электроэнергии и снижение рисков для конечного потребителя. Для каких-то компаний данное изменение возможно станет проблемой, для других напротив открытием новых возможностей.

Можно сказать одно: развитие технологий, повышение эффективности и конкуренция в сфере энергоснабжения будут позитивно сказываться в долгосрочной перспективе на экономике страны в целом и повышении конкурентоспособности российских товаров.

Автор: Елизавета Ивантей
Корректор: Марина Романова
Редактор: Денис Лебедев
Дизайнер: Светлана Григошина
Фотографии предоставлены героями публикации
Иллюстрации: pixabay.com