А вот льготные программы, которые предлагает государство, не всегда пользуются большим спросом. Например, по «Семейной ипотеке» с начала действия программы почти 2 года назад выдано меньше 20 тыс. кредитов по всей стране, причем значительная часть — это рефинансирование уже ранее взятых кредитов. Возможно, причина такой непопулярности в том, что мамы детей, родившихся в этот период, еще находятся в отпуске по уходу за ребенком, а по мере выхода из декрета объемы выдачи «семейной ипотеки» будут возрастать. «Бюджет заявлен большой, он не выбран ни в первый год, ни во второй, возможно, надо расширять параметры программы и давать возможность принять в ней участие большему количеству семей», — комментирует Светлана Денисова.
Мария Батталова, напротив, отмечает рост популярности детской ипотеки в Абсолют Банке после снижения ставки ниже базового уровня, до 5,49% на весь срок кредита. По ее словам, всего с начала года Абсолют Банк выдал по этой программе кредитов на более чем на 2,2 млрд рублей, из них 1 млрд был выдан за последние три месяца. Она считает, что эта динамика будет нарастать у ведущих ипотечных банков.
Более стабильно приобретаются квартиры по «военной ипотеке», но поскольку 100 тыс. человек уже воспользовались этой программой, то новых участников немного. Как отмечает Маргарита Кирикова, для военной ипотеки характерна сезонность, связанная с выдачей сертификатов.
Сейчас правительство предложило субсидировать ипотеку на Дальнем Востоке. По мнению застройщиков и банкиров, имело бы смысл в целом поддержать ипотечное кредитование в малых городах России, где оно сейчас почти не развито, — сейчас на Москву и Петербург приходится около трети ипотечных сделок, а в деньгах доля еще выше.
Но, в целом, участники круглого стола солидарны: надо работать над параметрами ипотеки для «простых людей с улицы», а не формировать программы для узких категорий. Тогда это поддержит и банки, и строительный рынок в целом.