круглый стол

Корпоратив по осени готовят.

Какой совместный отдых может лучше сплотить коллектив
фото: pixabay.com
Приближается Новый год — горячая пора корпоративов. И все чаще компании выбирают активные, спортивные и иногда даже экстремальные способы проведения досуга, а не застолья с пламенными тостами.

На круглом столе «Фонтанки» встретились те, кто планирует праздники для своих коллег, и те, кто помогает их создавать, — чтобы обсудить тренды в сфере корпоративных мероприятий и поделиться секретами идеального праздника.

Корпоратив, по какому бы поводу он ни проводился, должен прежде всего собрать вместе сотрудников компании. При этом общее веселье может помочь и в решении серьезных проблем.
Алексей Сухоцкий
— Для руководства корпоратив — повод донести до сотрудников какие-то основные смыслы и идеи, которые генерирует компания, для самих сотрудников — узнать друг друга получше, установить прямой контакт с руководством, который в обычное время не всегда возможен, — поясняет коммерческий директор MOBY SPL Алексей Сухоцкий. — Каждая компания индивидуальна, каждая вкладывает свой смысл в проведение корпоратива. Это может быть классическая вечеринка, может быть современный формат тимбилдинга — в любом случае, это должно быть веселое, объединяющее мероприятие. Мы проводили на пароме «Принцесса Анастасия» достаточно много корпоративов для российских и иностранных компаний, и у каждого был свой, индивидуальный формат. А поскольку площадка у нас необычная, то и вариации могут быть разные.
коммерческий директор MOBY SPL
Формат мероприятия зависит как от традиций компании, так и от участников, в том числе от их положения в компании и даже от возраста.
Мария Ляйстер
— Мы не разделяем корпоративы на встречи топ-менеджмента и остальных сотрудников, — рассказывает менеджер по корпоративным поездкам и бизнес-мероприятиям YOTA Мария Ляйстер. — Мы придумали проекты #YotaБежит и #YotaЗаплыв, которые еще больше сплотили нашу команду. Чтобы принять участие в корпоративном забеге 19 мая в Москве, ребята из разных городов России тренировались на протяжении двух месяцев. В итоге в московском полумарафоне приняли участие более 400 сотрудников Yota. Одни пробежали 10 км, другие — 21 км. В заплыве, который прошел 15 августа в Санкт-Петербурге, участвовали 125 человек. Все они проплыли километр по Малой Невке. На мой взгляд, такие корпоративы без алкоголя и вечеринок гораздо лучше способствуют командообразованию.
менеджер по корпоративным поездкам и бизнес-мероприятиям YOTA
Милена Асатурова
— В банке работает больше 3000 человек, формат командообразующего мероприятия зависит от целевой аудитории, — говорит главный специалист отдела развития персонала и внутренних коммуникаций ПАО «Банк Санкт-Петербург» Милена Асатурова. — Представители филиальной сети — в основном молодые ребята, поэтому формат мероприятия чаще спортивный: веревочный парк, боулинг. Представители штабных подразделений чаще собираются малыми группами в формате стратегических сессий.
главный специалист отдела развития персонала и внутренних коммуникаций ПАО «Банк Санкт-Петербург»
Впрочем, и руководство компаний в последнее время все чаще готово нарушать привычные стереотипы.
Ирина Федотова
— В этом году для топ-менеджеров организовали Boot Camp, — рассказывает C&C manager компании AmRest Ирина Федотова. — За несколько дней участники получили инструкции, где были, например, такие пункты: «Что делать, если встретишь медведя в лесу». Надо было жить в палаточном лагере, сплавляться на рафтах, чуть ли не есть жуков. И никто не отказался — наоборот, все подготовились. Чем более интересное мероприятие, тем с большим энтузиазмом люди к нему относятся и потом долго еще вспоминают.



C&C manager компании AmRest

С корабля на бал

фото: pixabay.com
Важный аспект любого праздника — где его проводить, на какой площадке. Ведь для некоторых развлечений и место должно быть особенным.
Алексей Нешитов
— В последние несколько лет наблюдается большой спрос на занятия любительским парусным спортом, в том числе при организации корпоративных мероприятий и тимбилдинга, — говорит директор по маркетингу и развитию клуба ZIGZAG Алексей Нешитов. — Поэтому у нас возникла идея создать некое пространство — но не парусную школу или спортивную секцию, — чтобы сформировать комьюнити для людей, увлеченных парусным спортом. Мы хотели разрушить стереотип, что это дорого, недоступно и вообще удел миллиардеров. Основным вопросом был флот: в России ничего не производится, а все европейские варианты стоили слишком дорого. Поэтому мы разработали собственный проект парусной спортивной яхты и построили их для клуба. Главное преимущество — они настолько просты в управлении, что позволяют набирать экипажи из абсолютно неопытных людей: через 15 минут под контролем профессионального шкипера они начинают яхтой управлять и даже соревноваться с такими же новичками. Могу сказать, что ни одного человека, который ушел бы равнодушным с парусной регаты, мне не встречалось.
директор по маркетингу и развитию клуба ZIGZAG
На корпоративное мероприятие можно даже отправиться в настоящее путешествие, хотя, на первый взгляд, это кажется маловыполнимым.
— Обычно люди ездят в путешествие с семьей, один-два раза в год, обстоятельно к этому готовясь, — отмечает Алексей Сухоцкий, — и многим кажется, что это крайне дорого и сложно организовать. Но практика показывает, что все гораздо проще и оставляет у сотрудников весьма запоминающиеся впечатления. Тем более, что паром, вмещающий 2 500 человек, позволяет развести топ-менеджмент и рядовых сотрудников по палубам: для одних устроить шоу, для других — интеллектуальный квиз, для третьих — мастер-класс. Удобнее всего отправиться в путешествие на пароме в Хельсинки, которое начинается в пятницу, как раз когда освобождается большинство сотрудников. Все, что потребуется, — это загранпаспорт и отличное настроение. Мы не ограничиваем пассажиров наличием визы. Да, если она есть — прекрасно! Вы можете выходить с парома, знакомиться с балтийскими столицами. Если не у всех сотрудников есть виза — не проблема: и на пароме всегда найдется чем заняться. Например, организовать встречу с коллегами из Финляндии, обсудить детали, подвести итоги. Ведь в Санкт-Петербурге большое число таких компаний. И собрать коллектив на одной площадке — история непростая. В данном случае паром «Принцесса Анастасия» — идеальный вариант.
Интерес к такой форме корпоративного отдыха достаточно высок. Как отметил Алексей Сухоцкий, уже поступают запросы на следующий, 2021 год.

Отправиться в путешествие можно и не покидая пределов страны. Как рассказал Алексей Нешитов, поскольку в Петербурге яхтенный сезон уже завершился, то флот парусного клуба ZIGZAG отправился в Севастополь, где проводить регаты можно круглый год. Такой вариант корпоративного выезда с элементами приключениями тоже может быть интересен для тех, кому надоест зима и холод.

Традиционные площадки не отстают по популярности от более экзотичных вариантов, тем более, что и собрать сотрудников там проще, и вариантов сценария также может быть множество.
Александра Гаврилова
— Наполнение праздника всегда очень отличается, — говорит ивент-менеджер ресторана Social Club Александра Гаврилова. — У нас проводились мероприятия разного игрового формата, тимбилдинги, «Что? Где? Когда?», квизы. Можно организовать квартирники, винные дегустации, а не только банкеты. Ограничений, по сути дела, нет никаких.



ивент-менеджер ресторана Social Club
При этом Александра Гаврилова отмечает, что многие компании начинают готовиться к праздникам заранее: некоторые бронируют площадки в августе, а некоторые — и вовсе в начале года.

В разных комбинациях

фото: pixabay.com
Нельзя не учитывать масштаб компании при организации корпоративного мероприятия. Так, крупным компаниям, особенно имеющим широкую филиальную сеть в разных городах страны, сложно просто собрать всех вместе, не говоря уже о том, чтобы найти развлечение по вкусу каждому.

«Выкручиваются» все по-разному. Например, компания Yota в прошлом году для 1 500 своих сотрудников в петербургском «Экспофоруме» построила YOTA PARK с различными активностями, а в этом году решено Новый год отмечать по-отдельности в каждом из 9 офисов компании — буквально по-домашнему.

Для сотрудников банка «Санкт-Петербург» главный повод собраться вместе — это день рождения компании, особенно если это юбилей. А вот на Новый год каждый филиал также организует себе отдельную программу. Кроме того, ежегодно в преддверии Дня банковского работника и Всемирного дня качества банк проводит турнир по боулингу, который объединяет сотрудников разных подразделений и помогает устанавливать кросс-функциональные связи.
Компания AmRest управляет ресторанами PizzaHut и KFC в 25 городах России, в том числе — в Петербурге. И даже познакомить сотрудников друг с другом довольно сложно. На помощь пришли новые технологии, а именно турнир по киберспорту. «Оказалось, что можно собрать команду, члены которой находятся в разных городах, — объясняет Ирина Федотова. — Вместе могут играть люди из Кропоткина, Мурманска, Йошкар-Олы и Петербурга». Такой онлайн-формат отлично подошел в том числе, потому что средний возраст сотрудников компании — 19,5 лет.

Фуршетный вариант

фото: pixabay.com
Какой бы ни была концепция корпоратива, без еды не обходится в любом случае.
Семен Султанов
— С позиции кейтеринговой компании хочу сказать, что еда должна интегрироваться в любое мероприятие, а не заказчики подстраиваться под меню, — считает директор по развитию Magnifique Catering Group Семен Султанов, — поэтому у нас отсутствуют любые шаблоны, даже если очень хочется сэкономить время. Кейтеринг нужно подстраивать под концепцию и возможности клиента, чтобы не получилось, что мероприятие красиво задекорировано, много развлечений — и при этом подается непонятная еда, не соответствующая стилистике, уровню гостей.


директор по развитию Magnifique Catering Group
По словам Семена Султанова, каждое мероприятие уникально на 100%, поэтому у кейтеринговой компании обязательно должен быть определенный уровень перфекционизма. При этом подача еды может стать отдельным событием на мероприятии, нести элементы шоу.

Если мероприятие проводится в ресторане, то одной задачей меньше — есть уже «своя» кухня. По словам Александры Гавриловой, даже в рамках меню всегда можно сделать достаточно широкий выбор. Что касается трендов, то в плане блюд они совпадают с общими ресторанными трендами Петербурга: одно время всем нравилась итальянская кухня, потом японская. А вот в плане подачи гости все чаще выбирают фуршетный вариант, а не стандартные ужины с рассадкой. Это подтверждают и в банке «Санкт-Петербург», и в компании YOTA.

— На глобальные мероприятия, где собирается от 1000 человек, мы, конечно, серьезно подходим к еде, — комментирует Мария Ляйстер. — Особенно после активных мероприятий съедается все. Поэтому надо подготовить всего и побольше.
— Еда — это гигиенический фактор мероприятия, от нее многое зависит, и если что-то не так с едой, то именно это сотрудники запомнят в первую очередь, — соглашается Милена Асатурова.

Но нельзя сказать, что банкеты в принципе ушли в прошлое. По словам Алексея Сухоцкого, на пароме кормят 2 500 человек не только во время корпоративных поездок, но и в «обычной» жизни. И благодаря тому, что на борту более 10 баров и ресторанов, включая итальянский, можно одновременно предложить несколько вариантов.

— У нас сильное влияние итальянского шефа на меню, но есть и русская кухня, и скандинавская, и много морепродуктов, — разъясняет Алексей Сухоцкий. — Разнообразие возможностей позволяет нам быть вне трендов.

Обстановка диктует и угощение.

фото: pixabay.com
— Яхтсмены — это гамбургеры и пиво. И это устойчивый тренд, подчеркивающий демократичную обстановку даже на статусных мировых соревнованиях, — отмечает Алексей Нешитов. — Но на корпоративных мероприятиях все диктует заказчик, и тут уж кто во что горазд: есть варианты с ресторанным обслуживанием, другие подходят к выбору очень демократично. Поэтому об общем формате говорить не приходится.

На внутренних мероприятиях компании AmRest участники охотно едят «свое»: пиццу и курочку. А вот если это масштабное мероприятие, то меню требует более детальной проработки.

— Мы стараемся дать как можно больший выбор, — поясняет Ирина Федотова, — ведь есть те, кто за ЗОЖ, кто-то не ест рыбу, кто-то — мясо, поэтому нельзя ограничиться одним-двумя вариантами.

Среди трендов в угощениях — брендированная продукция, особенно кондитерская: тортики, капкейки. И полное отсутствие алкоголя на мероприятиях.

Совет от специалиста: всегда нужно пробовать еду заранее и не стесняться это делать 2-3 раза.

— Никто так, как заказчик не знает своих людей, — убежден Семен Султанов, — с помощью дегустации можно так отточить меню, чтобы оно на 99% соответствовало вкусу максимального количества гостей.

Секрет идеального корпоратива

фото: pixabay.com
Опыт организации и проведения корпоративов у каждого свой. Но есть и универсальные рецепты, которые могут подойти тем, кто задумывается, что как провести идеальное мероприятие для коллег.

— У нас очень демократичное место, поэтому рекомендаций, что не надо делать, я не дам, — говорит Алексей Нешитов. — Главное — желание сделать хорошее мероприятие и быть готовым к диалогу. Например, яхтинг практически не имеет ограничений и не делает различий между мужчинами и женщинами, людьми разного возраста, он доступен буквально всем.

— Мы часто используем фразу «out of the box» — буквально, «вылези из коробки» или «сними коробку с головы», — рассказывает Ирина Федотова, — это помогает мыслить нешаблонно, не идти стандартными дорожками. И часто именно то, что сначала вызывает удивление, надо «докрутить», довести до ума — и выбрать именно этот вариант. Поэтому не нужно бояться мыслить нестандартно или брать опыт других и адаптировать его под себя. И всегда надо четко чувствовать ценности, которые есть у конкретной компании, в том числе при выборе партнеров для организации корпоратива.

— Корпоратив — дело добровольное, — резюмирует Алексей Сухоцкий. — И самое главное — понимать, для чего это делается. Сотрудник должен чувствовать, что для него важно участие в мероприятии, а он важен для компании. Руководство компания должно понимать, как это мероприятие укрепит корпоративную культуру. И всегда стоит пробовать что-то новое, иначе корпоратив становится обыденностью. А он должен быть всегда чем-то из ряда вон выходящим, нести позитивный заряд и делать сотрудников счастливыми.
— Я вам дам один лайфхак — празднуйте корпоратив в январе, это гораздо дешевле, — смеется Семен Султанов. — А если серьезно, надо, чтобы каждый превозмог себя и сделал все как можно лучше, тогда вечеринка получится отличной.

— Главное — это прекрасное настроение и организованная подготовка, — считает Александра Гаврилова, — а значит, нужны подрядчики, которые вам подходят и готовы себя превозмочь, чтобы мероприятие прошло не шаблонно. А организаторам надо помнить, что у каждой компании свои ценности. И лучше заранее провести тестовые дегустации, все обговорить, чтобы какой-то возможный негатив перешел в позитив, так как гость увидит, что все делается именно для него.

— Очень важно понимать образ желаемого результата и не предлагать стандартные решения: это скучно и неинтересно, — делится опытом Милена Асатурова.

Итог дискуссии подвела Мария Ляйстер, отметив, что хороший корпоратив тогда способствует командообразованию, когда надолго остается в памяти коллектива.
Автор: Мария Мокейчева
Корректор: Елена Виноградова
Куратор: Елена Фуганова
Фотограф: Павел Каравашкин
Верстка: Татьяна Сорокина