ИНТЕРВЬЮ
Михаил Иоффе
«Фонтанка.ру»
О ключевых достижениях банка «Открытие» на рынке банковских услуг Санкт-Петербурга и планах по дальнейшему развитию бизнеса в интервью «Фонтанке» рассказал старший вице-президент, управляющий Северо-Западным филиалом банка «Открытие» Михаил Иоффе.

«Открытие» в Петербурге: |

— В начале июля Банк России официально объявил о завершении санации банка «Открытие». После этого банк с каждым месяцем стал заметно прибавлять в медийной и бизнес-активности. Чего удалось добиться на рынке Санкт-Петербурга за эти несколько месяцев?
— Да, банк «Открытие» в середине лета вышел из-под санации, по сути создав прецедент успешной интеграции банковского бизнеса на российском рынке, проведенной в рекордно короткий срок по новой схеме с использованием средств Фонда консолидации банковского сектора. Для того, чтобы этого добиться, потребовалась напряженная работа в течение двух лет, которая включала в себя не только расчистку балансов, но и масштабную реорганизацию банковской инфраструктуры, ключевых операционных и бизнес-процессов, а также юридическое присоединение санируемого Бинбанка к банку «Открытие». И, конечно, в Санкт-Петербурге активная работа по перезапуску бизнеса банка началась не в июле, а еще полтора года назад, с приходом новой команды в проект «Открытие». Благодаря этому в 2019 году нам удалось достичь значительного роста кредитного портфеля, утроив его по сравнению с прошлым годом. Наша сбалансированная и активная работа в основных сегментах банковского рынка — массовой розницы, МСБ и КИБ — позволила также удвоить показатели чистой прибыли. Этот год мы планируем завершить на отметке 3 млрд рублей, удвоив прибыль в сравнении с 2018 годом, что свидетельствует об успешной организации всей нашей бизнес-модели.
— Работа универсального банка предполагает развитие по всем бизнес-направлениям. Но понятно, что чаще всего люди сталкиваются с банковской розницей. Как развивается розничный бизнес «Открытия» в Петербурге?
— Розничный бизнес для нас, безусловно, главная точка приложения усилий. От динамики и качества работы в этом направлении в первую очередь принято судить о банке в целом. Мы активизировали свою работу по выдачам новых кредитов и по итогам трех кварталов 2019 года вышли на объем в 15,8 млрд рублей, из которых 9,5 млрд рублей приходится на ипотеку, а оставшиеся 6,3 млрд рублей — на беззалоговые кредиты для населения. В результате розничный кредитный портфель филиала с начала года вырос уже на 65% до отметки 28,4 млрд рублей. По динамике роста в сегменте банковской розницы «Открытие» более чем в четыре раза обгоняет региональный рынок. До конца года мы намерены удвоить кредитный портфель физических лиц. Темпов нашего роста для этого достаточно.
— За счет чего банку удалось добиться такой серьезной динамики?
— Во-первых, банк запустил новые продукты и модели продаж, которые во-многом построены на развитии цифровых каналов привлечения клиентской базы. При создании продуктов и сервисов «Открытие» изначально ориентируется на лучший банковский опыт и старается превзойти его на новом этапе развития рынка в целом. В нашем арсенале не только привычные уже цифровая ипотека и кредит наличными на выгодных условиях, но и предложения по рефинансированию кредитов в сторонних банках, «Opencard» с кешбэком до 11%, а также наша новинка — кредитная карта с грейс-периодом продолжительностью 120 дней и возможностью снятия наличных без комиссии.

Во-вторых, для агрессивного роста продаж мы по-новому организовали сеть своих банковских отделений. Если взглянуть на карту наших офисов до начала трансформации в 2018 году, то можно увидеть большое количество маленьких некомфортных офисов, значительная часть которых находились в удалении от центральных магистралей и основных пешеходных потоков. При этом разветвленная сеть не очень была наполнена клиентами, основные параметры операционной и коммерческой эффективности, мягко говоря, оставляли желать лучшего. За полтора года мы реализовали первый этап оптимизации: успешно трансформировали сеть отделений, на базе вновь открытых офисов сформировали большие бизнес-центры для продвижения ипотечных программ, а также кредитования в сегменте МСБ. Потенциал для дальнейшей оптимизации сети еще не исчерпан, мы продолжим эту работу в 2020 году. В нашей дорожной карте — открытие просторных офисов в самых перспективных районах города, отказ от отделений с низким потенциалом развития, а также реконструкция крупных площадок под единый бренд и стандарты клиентского обслуживания обновленного банка.
— А на рынке ипотеки динамика «Открытия» столь же впечатляющая? Какое влияние оказало поэтапное снижение ключевой ставки Банком России в 2019 году?
— На петербургском рынке ипотечного кредитования «Открытие» фактически начал работать лишь осенью прошлого года. Еще на горизонте 2017-2018 годов ипотечное кредитование в банке представляло скорее декларацию, нежели работающий бизнес. Новая ипотечная команда продемонстрировала совершенно иной подход к выстраиванию бизнес-модели, ядром которой стала проактивная работа с партнерами в сфере недвижимости. Это позволило банку за очень короткое время уверенно войти в пятерку лидеров ипотечного рынка. Летом этого года мы окончательно закрепились на четвертом месте по объему выдач в Санкт-Петербурге, а в октябре перешагнули отметку в 10 млрд рублей кредитов, выданных с начала года. За три квартала 2019 года наш ипотечный портфель увеличился на 61% и достиг отметки 18,9 млрд руб. По динамике роста кредитного портфеля мы более чем в 3,5 раза обгоняем региональный рынок. До конца года в наших планах довести ипотечный портфель до отметки 23 млрд рублей — по сути удвоить его с начала года.

Такая динамика, конечно, обусловлена и развитием ипотечной инфраструктуры — вместо двух небольших модулей в 2018 году на сегодняшний день мы представлены в Санкт-Петербурге пятью полноценными ипотечными центрами. Кроме того, у нас в банке заработала продуктовая ипотечная фабрика, которая в сочетании с выверенной процентной политикой формирует стабильно растущий спрос на услуги «Открытия» в сфере кредитования на покупку жилья. С начала лета банк уже четыре раза снижал ставки по ипотечным кредитам, в ноябре произошло очередное их понижение в сегментах вторичного и строящегося жилья. Бесспорно, и в дальнейшем мы будем гибко подстраиваться под ситуацию на рынке, так как хотим предлагать клиентам одни из самых привлекательных условий по ипотечным программам.
— Как в целом развивается крупный корпоративный бизнес банка? Ведь в этом сегменте рынка финансовых услуг последнее время явная стагнация?
— По линии крупного корпоративного бизнеса у нас самая впечатляющая динамика: за 9 месяцев 2019 года мы выдали 10 млрд кредитов и 17,5 млрд рублей гарантий. Если посмотреть точечно на кредитный портфель, то он вырос уже в два с половиной раза. В августе мы серьезно укрепили этот блок в Петербурге: моим новым заместителем по корпоративно-инвестиционному бизнесу стал Александр Деревягин. Амбициозная команда, пришедшая вместе с ним, быстро и органично влилась в наш филиал и ключевые бизнес-процессы. Результат не заставил себя долго ждать: уже в конце сентября наш банк вошел в число организаторов облигационного займа «Группы ЛСР». В октябре мы выдали первый кредит на 5 млрд рублей компании «Лента», начали предоставлять кредитные ресурсы еще целому ряду крупных предприятий города. Нашими новыми клиентами становятся ритейлеры, строительные и девелоперские корпорации, промышленные и лесоперерабатывающие предприятия, логистические и транспортные компании. В этом сегменте мы концентрируемся на обслуживании организаций с годовой выручкой от 3 до 70 млрд рублей, предлагая им индивидуальный подход в обслуживании, гибкое ценообразование и целый ряд удобных сервисов. В наших планах до конца года увеличить кредитный портфель филиала в сегменте КИБ до 26 млрд рублей, по сути увеличив его с начала года более чем в 6 раз. Осталось лишь реализовать все проекты, над которыми мы сейчас работаем совместно с головным офисом.
— Каковы успехи банка в сфере поддержки малого и среднего бизнеса?
— Бизнес-линия малого и среднего бизнеса также демонстрирует хорошие результаты. За 9 месяцев 2019 года филиал предоставил компаниям этого сегмента кредиты в объеме 5,7 млрд рублей — в 2 раза больше, чем годом ранее. Кредитный портфель МСБ с начала года вырос в 1,6 раза, превысив 7,5 млрд рублей. Совсем недавно мы возобновили сотрудничество с Фондом поддержки малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга и Ленобласти и начали выдавать первые кредиты под его поручительство. Уверен, что это партнерство станет для нас дополнительной точкой роста бизнеса. До конца года мы планируем нарастить кредитный портфель в сегменте МСБ до отметки не менее 10 млрд рублей, удвоив его с начала года.

Но работа в сфере МСБ — это не только предоставление кредитных ресурсов. На сегодняшний день «Открытие» в Санкт-Петербурге обслуживает более 30 тысяч корпоративных клиентов, которые связаны с банком транзакционным бизнесом. Имею в виду открытие расчетных счетов, проведение безналичных расчетов, размещение временно свободных денежных средств в депозиты, услуги эквайринга, инкассации и многие другие. На развитие транзакционного бизнеса мы делаем большой, я бы даже сказал стратегический акцент. По этой причине «Открытие» вкладывает большие средства в цифровизацию своих сервисов для малого и среднего бизнеса.

Кроме этого мы уделяем большое внимание развитию предпринимательской среды. Банк стал стратегическим партнером проекта «Мама-предприниматель», в рамках которого женщины в регионах учатся грамотно вести дела, составлять бизнес-планы, умело распоряжаться своими финансами.

В дополнение к этому мы запустили отдельный образовательный проект «OpenAcademy». На специализированном сайте можно посмотреть видео-уроки успешных предпринимателей, в деталях разобрать различные практические кейсы, скачать бизнес-книги и даже пошаговые инструкции — например о том, как найти исполнителей в интернете или SEO-специалиста для продвижения своего бизнеса.
— В последние годы много говорят о важности качества сервиса — во всех сферах экономики, в том числе и в финансовой. Что банк «Открытие» предпринимает для улучшения взаимодействия с клиентами?
— Во-первых, как я уже говорил, за полтора года мы серьезно преобразовали сеть наших отделений: переместили часть офисов в более удобные для клиентов локации, во многих точках продаж переформатировали зоны обслуживания под единые стандарты обновленного банка, открыли новые просторные отделения и специализированные бизнес-модули. Отдельным направлением в оптимизации инфраструктуры стало развитие сети банкоматов. За полтора года наша сеть устройств самообслуживания стала гораздо ближе к клиенту и на порядок более функциональной.

Во-вторых, мы улучшили практики обслуживания клиентов, внедрив систему контроля за качеством работы сотрудников фронт-линии. Мы не только оперативно реагируем на жалобы клиентов на банковским форумах и в социальных сетях — ежеквартально в каждом отделении банка проходят контрольные закупки и проводится аудит стандартов содержания офиса, который включает в себя десятки контрольных позиций. Регулярно осуществляются онлайн-опросы клиентов, от результатов которых напрямую зависит материальная мотивация сотрудников каждой точки продаж и ее руководителей.

В-третьих, банк инвестирует значительные средства в реорганизацию IT-процессов, что уже позволило серьезно снизить сроки рассмотрения заявок и обращений клиентов, сделать более удобными для пользователей системы дистанционного обслуживания.

Но могу заверить, что это лишь первые шаги по настройке всей сервисной составляющей. Мы не витаем в облаках и четко представляем те компоненты работы, в которых нам нужно совершенствоваться. Важно, что у банка есть подробная карта действий по улучшению своей работы во всех точках контакта с клиентами, будь то офис продаж, сеть устройств самообслуживания, контакт-центр, мобильный или интернет-банк.

Вы правы в том, что лидер рынка должен быть способен выдержать конкуренцию за счет высоких стандартов сервиса. Поэтому отдельной и важной задачей в предстоящем году вижу необходимость более грамотной адаптации и развития персонала — в первую очередь тех сотрудников, которые в повседневном режиме обслуживают клиентов. Мы понимали, что на этапе интеграции бизнеса двух банков, запуска нового продуктового ряда и единых стандартов работы нам не удастся избежать высокой текучести персонала, ротаций руководящих кадров на местах. Рад, что нам удалось пройти этот этап с минимальными потерями и в итоге стабилизировать команду. В начале 2020 года мы откроем в Санкт-Петербурге специализированный учебный центр «Открытия», на который будут возложены задачи по качественной подготовке вновь принимаемых сотрудников, а также профессиональному развитию действующего персонала.

Михаил Юрьевич Иоффе:
Старший вице-президент банка «Открытие» Михаил Иоффе родился в 1974 году. В 1997 году окончил Петербургский государственный морской технический университет по специальности "Экономика и управление на предприятиях". В середине сентября 2007 года стал управляющим петербургским филиалом банка ВТБ24. В августе 2017 года, в рамках объединения ВТБ и ВТБ24, возглавил розничный бизнес ВТБ в Санкт-Петербурге и Ленобласти. В банк «Открытие» перешел в апреле 2018 года.
— Напомните, в чем заключается стратегия обновленного банка?
— У «Открытия» четыре стратегические цели. Добиться по итогам 2020 года прибыли в размере 68 млрд рублей, войти в топ-5 лидеров финансового рынка страны, стать банком с первоклассным клиентским опытом и надежным кредитно-финансовым учреждением в глазах клиентов и потенциальных инвесторов. Последняя цель предполагает, что в 2021 году 20-25% акций нашего банка могут быть проданы либо стратегическому инвестору, либо широкому кругу инвесторов.

Для того, чтобы добиться этих целей, в Санкт-Петербурге и Ленобласти банк должен продолжать развиваться высокими темпами, значительно опережая рынок, кратно увеличивать продажи своих продуктов и услуг в сравнении с предыдущими периодами, ну и, конечно же, быть эффективным.
— О конкретных планах на 2020 год будет правильным говорить после подведения финальных итогов уходящего года — или уже можно вкратце сказать о том, что планирует делать банк на новом для себя отрезке времени?
— Вы знаете, в практике нашей команды не принято слишком долго подводить какие-то итоги. Мы живем не от квартала к кварталу, а мыслим в горизонте минимум одного года. Наш план действий и конкретные задачи постоянно поддерживаются в актуальном состоянии. В 2020 году мы будем активнее участвовать в значимых для города проектах, в том числе постараемся присоединиться к программе «Единая карта петербуржца». Для нашей команды 2020 год станет годом масштабного запуска премиальной модели для статусных клиентов по всей стране. Банк подготовился к агрессивному входу в этот клиентский сегмент и к 2022 году намерен занять до 9% рынка. Конечно, в 2020 году мы продолжим выступать важным связующим звеном для продвижения всех продуктов и услуг группы «Открытия», включая страховые, инвестиционные, пенсионные, лизинговые и факторинговые.
— Чем вам запомнились первые полтора года в «Открытии»? Честно говоря, глядя на вас, не очень понятно — радуетесь ли вы столь впечатляющим результатам. Или это концовка года накладывает такой отпечаток?
— Завершение года — этап ответственный. Об усталости не может быть и речи, так как нам нужно успешно реализовать все имеющиеся проекты и достойно завершить первый полноценный с точки зрения развития бизнеса год. Вы знаете, может так сложиться, что уже по итогам 2019 года «Открытие» в Петербурге вплотную подойдет к отметкам в 100 млрд рублей активов и 100 млрд рублей привлеченных средств физических лиц. Это важный маркер, поскольку лишь малое число банков имеет в городе такой масштабный бизнес. Меня лично вряд можно удивить такими показателями, учитывая мой прошлый опыт. Но для команды филиала, в основе которой работают многие выходцы из «Открытия» и Бинбанка, это, скорее, невероятное событие. Я бесспорно рад, что нам очень быстро удалось покорить эти вершины. За этим мы и пришли в проект. Но для любого руководителя очевидно, что для дальнейшего роста вся команда должна работать еще лучше. Я прекрасно осознаю, что наш стремительный рост на банковском рынке Петербурга во многом обусловлен эффектом «низкой базы». Но уже войдя, а в нашем случае, скорее, ворвавшись в когорту лидеров, ты отчетливо понимаешь, каких результатов от тебя ждут акционеры, руководители, сотрудники и клиенты. А вот это уже серьезный повод для организации всей нашей последующей работы. Со своей стороны я нисколько не сомневаюсь, что наш проект станет знаковым и системообразующим в глазах петербуржцев. Это мотивирует меня и всю команду, так как нам представилась возможность через свои результаты сделать бренд «Открытие» сильным, успешным и узнаваемым на всем банковском рынке.
Справка о банке «Открытие»

Банк «Открытие» — надежный системообразующий банк. «Открытие» развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА-(RU)») и Эксперт РА («ruAA-»), а также международным агентством Moody's («Ba2»). Стратегия развития банка до 2021 года предусматривает увеличение скорости, повышение качества обслуживания клиентов, запуск и развертывание в регионах системы сбора биометрических данных, а также реализацию других передовых финтех-идей.
Материал публикуется специально для Банка «Открытие».
Генеральная лицензия Банка России № 2209 от 24.11.2014

Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координаторы: Елена Рожнова
Фотограф: Алексей Рожнов
Дизайнер: Екатерина Елизарова