Артем Гудченко считает, что постепенный рост вакансии в центре города коррелирует с замедлением развития рынка из-за снижения покупательской способности:
— Рынок падает с 2014 года, очередь из арендаторов не стоит, и из-за перегрева по ряду локаций сейчас стоит ждать снижения ставок по ним. К тому же даже опытные ретейлеры или рестораторы могут переоценить магию Невского проспекта. И с форматом, бывает, не угадывают, и считают плохо.
По мнению Анны Лапченко, причина неудач в центре чаще всего в том, что изначально некоторые компании необъективно оценивают свои возможности, не анализируют пешеходный трафик, ориентируясь лишь на его величину. Важно понимать, что это должен быть стабильный бизнес — например, бренды, ориентированные только на туристов, — помнить о сезонности. Нужно сразу учитывать этот момент в договоре аренды: например, регулировать ставку в зависимости от высокого и низкого сезона.
А по словам Леонида Гарбара, собственники и арендаторы на Невском становятся жертвами банальной жадности, которая и приводит в итоге к бедности. Да, на Невском всегда было дорого, но ведь дело еще и в том, что доходы не растут. При доступной аренде появится много разнообразных дешевых и вкусных мест, а это еще и рабочие места, и заработок сопряженных бизнесов — от таксистов до поставщиков продуктов. Но одних адекватных арендных ставок для процветания отрасли стрит-ретейла уже недостаточно: еще и покупатель должен стать богаче.