Курс на развитие

Как малый бизнес справляется с кризисом
Мы поговорили с тремя петербургскими предпринимателями, чтобы узнать, как сложности, связанные с пандемией, сказались на их деятельности. Выяснилось, что кризис 2020 года принес им не только падение спроса и финансовые трудности, но еще и полезные идеи, новые проекты и продукты.
Шок прошел, и началась работа
Наталья Пудычева в туристическом бизнесе более 10 лет. В конце 2018 года она открыла небольшое агентство, продававшее пакетные туры, круизы, отдых в санаториях. В штате — четыре сотрудника: генеральный директор, бухгалтер и два менеджера. За год работы компания завоевала доверие клиентов, которые начали рекомендовать ее знакомым, и увеличила свой турпоток примерно в три раза.

Шок прошел, и началась работа

Наталья Пудычева в туристическом бизнесе более 10 лет. В конце 2018 года она открыла небольшое агентство, продававшее пакетные туры, круизы, отдых в санаториях. В штате — четыре сотрудника: генеральный директор, бухгалтер и два менеджера. За год работы компания завоевала доверие клиентов, которые начали рекомендовать ее знакомым, и увеличила свой турпоток примерно в три раза.
Наталья Пудычева
— И тут, к сожалению, грянул кризис, — говорит Наталья. — У нас нет финансовой «подушки», с помощью которой его можно было бы «пересидеть», но мы не закрылись, так как смогли избежать возвратов. Клиенты, собиравшиеся за границу, перебронировали туры. Пожилые люди, планировавшие отдыхать в санаториях на юге России, тоже не отказались от отдыха — его мы перенесли на август и сентябрь. Руководство бизнес-центра, где находится наш офис, пошло нам навстречу: на два месяца нас освободили от арендной платы, а до сентября — снизили ее на 50%. Сейчас стали поступать первые запросы от туристов: на Сочи и экскурсионные поездки на Соловки, на Доминикану и Бразилию осенью. Мы мониторим рынок, отвечаем, но оплату пока не принимаем. В целом, работа уже началась, шок прошел.
— И тут, к сожалению, грянул кризис, — говорит Наталья. — У нас нет финансовой «подушки», с помощью которой его можно было бы «пересидеть», но мы не закрылись, так как смогли избежать возвратов. Клиенты, собиравшиеся за границу, перебронировали туры. Пожилые люди, планировавшие отдыхать в санаториях на юге России, тоже не отказались от отдыха — его мы перенесли на август и сентябрь. Руководство бизнес-центра, где находится наш офис, пошло нам навстречу: на два месяца нас освободили от арендной платы, а до сентября — снизили ее на 50%. Сейчас стали поступать первые запросы от туристов: на Сочи и экскурсионные поездки на Соловки, на Доминикану и Бразилию осенью. Мы мониторим рынок, отвечаем, но оплату пока не принимаем. В целом, работа уже началась, шок прошел.
Кризис заставил Наталью сделать некоторые выводы. Во-первых, финансовая «подушка» все-таки нужна. Во-вторых, ставку необходимо делать не на пакетные продукты операторов, а на собственные оригинальные маршруты и интересные направления, удаленные от мегаполисов. Поэтому в планах компании — пополнить команду людьми, живущими в Сибири и на Алтае, чтобы они разрабатывали авторские туры. А необходимость во время самоизоляции выезжать на дом к некоторым клиентам привела Наталью к мысли о корпоративной машине, которая сделала бы ее бизнес мобильнее.
Кризис — время для нового
Валерия Лошак — художник-монументалист и хозяйка авторской студии для детей в возрасте от 3,5 до 11 лет. Здесь преподают живопись, керамику и декоративно-прикладное искусство: валяние из войлока, батик и другие техники. Раньше занятия проходили с понедельника по субботу, а по воскресеньям организовывались дни рождения и другие праздники. К началу ограничений у студии было более 60 учеников.

Кризис — время для нового

Валерия Лошак — художник-монументалист и хозяйка авторской студии для детей в возрасте от 3,5 до 11 лет. Здесь преподают живопись, керамику и декоративно-прикладное искусство: валяние из войлока, батик и другие техники. Раньше занятия проходили с понедельника по субботу, а по воскресеньям организовывались дни рождения и другие праздники. К началу ограничений у студии было более 60 учеников.
Валерия Лошак
— Я провела несколько онлайн-занятий, так как и дети, и родители этого очень хотели, — рассказывает Валерия. – Но мы столкнулись с тем, что у людей нет возможности заказать профессиональное оборудование, краски и холсты, которыми мы обычно обеспечиваем учеников. И не хватало погружения в творческую атмосферу, возникающую в настоящей мастерской с профессиональным светом и большими окнами. Так что мы решили все же дождаться окончания самоизоляции и вернуться в оффлайн. Абонементы я заморозила, так что занятия не пропадут.
— Я провела несколько онлайн-занятий, так как и дети, и родители этого очень хотели, — рассказывает Валерия. – Но мы столкнулись с тем, что у людей нет возможности заказать профессиональное оборудование, краски и холсты, которыми мы обычно обеспечиваем учеников. И не хватало погружения в творческую атмосферу, возникающую в настоящей мастерской с профессиональным светом и большими окнами. Так что мы решили все же дождаться окончания самоизоляции и вернуться в оффлайн. Абонементы я заморозила, так что занятия не пропадут.
Пока есть свободное время, Валерия взялась за давно задуманный проект: линию одежды с принтами по мотивам картин, написанных детьми. Она считает, что для творческих людей кризис — это момент, когда можно начать что-то новое.
Сделала то, до чего руки раньше не доходили
Маргарита Фомина много лет создает украшения из бисера и натуральных камней, в том числе колье-трансформеры в авторской технике проволочного вязания. В «мирное время» самый эффективный канал сбыта для ее произведений — специализированные выставки, причем особенно прибыльными бывают те, которые проходят перед праздниками.

Сделала то, до чего руки раньше не доходили

Маргарита Фомина много лет создает украшения из бисера и натуральных камней, в том числе колье-трансформеры в авторской технике проволочного вязания. В «мирное время» самый эффективный канал сбыта для ее произведений — специализированные выставки, причем особенно прибыльными бывают те, которые проходят перед праздниками. Украшения продаются также через соцсети и ритейл: ювелирные салоны, магазины одежды, подарков и сувениров. Однако последний вариант для частных мастеров не самый удачный, так как предполагает высокую наценку — до 300%.
Украшения продаются также через соцсети и ритейл: ювелирные салоны, магазины одежды, подарков и сувениров. Однако последний вариант для частных мастеров не самый удачный, так как предполагает высокую наценку — до 300%.
После введения ограничений мероприятия отменились, торговые точки закрылись, объем заказов сократился в несколько раз. Тем не менее, Маргарита сумела найти в сложившейся ситуации весомый плюс.
Маргарита Фомина
— Обычно выставки отнимают очень много времени: я провожу там целый день, а потом еще полночи выполняю заказы. Если жить в таком ритме, о разработке нового речи не идет, — признается Маргарита. — В самоизоляции я смогла посмотреть мастер-классы на Youtube и в ВКонтакте, перебрала книги — сделала то, до чего руки раньше не доходили. Успела создать очень много образцов и стараюсь каждый день выкладывать в соцсети 2–3 поста с украшениями. По лайкам я понимаю, что именно людям интересно и в каком направлении двигаться дальше. Но уже начали приходить приглашения на осенние и зимние выставки, а я еще не успела осуществить все задуманное.
— Обычно выставки отнимают очень много времени: я провожу там целый день, а потом еще полночи выполняю заказы. Если жить в таком ритме, о разработке нового речи не идет, — признается Маргарита. — В самоизоляции я смогла посмотреть мастер-классы на Youtube и в ВКонтакте, перебрала книги — сделала то, до чего руки раньше не доходили. Успела создать очень много образцов и стараюсь каждый день выкладывать в соцсети 2–3 поста с украшениями. По лайкам я понимаю, что именно людям интересно и в каком направлении двигаться дальше. Но уже начали приходить приглашения на осенние и зимние выставки, а я еще не успела осуществить все задуманное.
Умные помощники
Трех героев, поделившихся с нами своим опытом, объединяет то, что в работе им помогает центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Валерия, в частности, сотрудничала с ним в рамках докризисного креативного проекта, который длился несколько дней и позволил обучить войлоковалянию сразу многих детей.

Умные помощники

Трех героев, поделившихся с нами своим опытом, объединяет то, что в работе им помогает центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Валерия, в частности, сотрудничала с ним в рамках докризисного креативного проекта, который длился несколько дней и позволил обучить войлоковалянию сразу многих детей.
Наталья Пудычева впервые обратилась в центр «Мой бизнес» на этапе запуска своей компании. Консультанты помогли ей с выбором рыночной ниши, а когда ситуация изменилась из-за пандемии, скорректировали план действий. Предпринимательница с благодарностью вспоминает, как с помощью специалистов центра ей удалось составить грамотный бизнес-план, наладить управление персоналом, определиться с типом налоговой нагрузки. В будущем Наталья планирует использовать экспертизу центра «Мой бизнес» для того, чтобы выбрать микрокредит с низкой процентной ставкой, необходимый для разработки авторских туров, и изучить тему лизинга автомобилей.
«Горячая линия» для предпринимателей
Сегодня центр «Мой бизнес» предлагает субъектам среднего и малого предпринимательства Санкт-Петербурга широкий спектр полезных возможностей: консультации, онлайн-мероприятия, помощь через «горячую линию» и т.д.

«Горячая линия» для предпринимателей

Сегодня центр «Мой бизнес» предлагает субъектам среднего и малого предпринимательства Санкт-Петербурга широкий спектр полезных возможностей: консультации, онлайн-мероприятия, помощь через «горячую линию» и т.д.
— Как только появилось Постановление №121 правительства Петербурга с первым сроком ограничений, предприниматели начали обращаться к нам с одним вопросом: можно ли продолжать работать? Иногда в день поступало до 400 звонков, то есть 10–15 обращений в минуту, — вспоминает Юлия Панютина, руководитель консультационно-аналитического отдела центра «Мой бизнес». — Когда регламентирующие документы перестали издавать в большом количестве и с высокой скоростью, число подобных запросов уменьшилось. Сейчас на первом месте по актуальности — разъяснение федеральных и региональных программ господдержки. Меньшая часть обращений посвящена мерам налоговой поддержки и аренде коммерческой недвижимости. Последние в основном касаются отношений с арендодателями, отсрочек платежей и признания ситуации форс-мажором.
Во время кризиса предприниматели могут не только звонить по телефону «горячей линии» центра, но и обращаться в специальный чат «Помощь бизнесу». Предварительно необходимо пройти регистрацию, идентифицировав себя по ИНН. Это позволяет консультантам определить вид деятельности прямо в момент получения обращения и рассказать о подходящих для конкретного бизнеса мерах поддержки и документах, регламентирующих его работу. Затем запрос передается более узким специалистам: юристам или представителям одного из четырех структурных подразделений проекта «Мой бизнес». На некоторые обращения отвечают сотрудники Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга и члены Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга.
В апреле и мае 2020 года в центр «Мой бизнес» активнее всего обращались предприниматели, чей бизнес относится к следующим отраслям: непродовольственная торговля, сфера услуг (ремонт, салоны красоты, химчистки и т.д.), пассажирский транспорт и такси, здравоохранение, образование и частные детские сады. Всего с 25 марта по 1 июня поступило 4104 запроса: 2627 — по телефону «горячей линии», 1283 — в чате и 194 — по электронной почте.
40

антикризисных вебинаров
2000

предприятий получили поддержку
Специалисты центра «Мой бизнес» провели около 40 антикризисных вебинаров, во время которых предприниматели узнавали, как им работать в период ограничений и как выходить из этого режима. Уже более 2000 малых и средних предприятий получили от структурных подразделения проекта — Центра народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма и Центра молодежного инновационного творчества — сертификаты на полезные услуги: фото- и видеосъемку, печать типографской продукции, производство прототипов и т.д.
Материал подготовлен в партнерстве с центром «Мой бизнес»

Автор: Мария Семенова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Ольга Голубева
Фотографии предоставлены героинями проекта: Натальей Пудычевой, Валерией Лошак, Маргаритой Фоминой
Дизайнер: Екатерина Елизарова

Спецпроекты «Фонтанки.ру»