Взгляд со стороны
Как «Силовые машины» ищут и внедряют ноу-хау в производстве

Взгляд со стороны

Как «Силовые машины» ищут и внедряют ноу-хау в производстве
Один из крупнейших производителей энергетического оборудования – «Силовые машины» – готов услышать идеи малого и среднего бизнеса. В компании уже давно поощряют инициативы сотрудников-рационализаторов (в рамках «Фабрики идей»), с интересом рассматривают предложения кооперации от внешних разработчиков. Теперь же этому процессу решили придать новый импульс.
Компания приглашает к сотрудничеству предприятия малого и среднего бизнеса, а также самозанятых инженеров, конструкторов и технических специалистов. Обычно им трудно получить доступ к работе с крупными предприятиями, отчасти из-за сложных тендерных процедур.

Вызов принят

Повышение эффективности особенно важно для технологически сложных производств, продукция которых состоит из тысячи деталей. Яркий пример — компания «Силовые машины», которая производит паровые, гидравлические и газовые турбины для российских и зарубежных электростанций.
Прежде чем внедрить в производство что-то новое, нужно пройти длинный путь от идеи к проекту, его обкатке на практике — и уже дальше к повседневному использованию. И именно поиск этой свежей идеи — самая сложная задача, для решения которой предприятие по максимуму использует и внешние, и внутренние ресурсы.
Александр Насыров, руководитель направления Центра развития бизнес-системы.
— Повышение эффективности бизнес-процессов, снижение издержек и трудоемкости, рост производительности — над этими задачами мы работаем постоянно, они актуальны всегда, — рассказывает руководитель направления Центра развития бизнес-системы Александр Насыров. — Сейчас мы активизировали эту работу, учитывая, что у компании значительно выросла производственная загрузка: 2019-й был очень успешен с точки зрения контрактации. И синергия, возникающая на стыке инжиниринга и производства, идей и технологий, — это как раз тот ресурс, который позволит нам выйти на новые показатели.
— Повышение эффективности бизнес-процессов, снижение издержек и трудоемкости, рост производительности — над этими задачами мы работаем постоянно, они актуальны всегда, — рассказывает руководитель направления Центра развития бизнес-системы Александр Насыров. — Сейчас мы активизировали эту работу, учитывая, что у компании значительно выросла производственная загрузка: 2019-й был очень успешен с точки зрения контрактации. И синергия, возникающая на стыке инжиниринга и производства, идей и технологий, — это как раз тот ресурс, который позволит нам выйти на новые показатели.
В компании отлично знают, что потенциал для оптимизации процессов можно значительно увеличить за счет привлечения внешних ресурсов. Именно поэтому в начале 2020-го «Силовые машины» запустили проект «ТехноВызов 2.0». Круг участников не ограничен – приглашаются как инжиниринговые и технологические компании, так и самозанятые инженеры, технические специалисты.
Александр Насыров, руководитель направления Центра развития бизнес-системы.

Приоритетные направления для разработки проектов:

заготовительное
сборочно-сварочное производство
механическая обработка
сборка крупного оборудования
измерение и контроль
упаковка
Специально для подачи заявок создан интернет-портал. Здесь же можно ознакомиться с производственными задачами. Чтобы подать заявку на участие, достаточно зарегистрироваться на сайте «ТехноВызов 2.0» по адресу http://technochallenge.ru/, выбрать направление и удобный для участника способ связи с организаторами. Вариантов два: по телефону или в формате вебинара, который проводится каждый месяц. В них может принять участие любой желающий.
Специально для подачи заявок создан интернет-портал. Здесь же можно ознакомиться с производственными задачами. Чтобы подать заявку на участие, достаточно зарегистрироваться на сайте «ТехноВызов 2.0» по адресу http://technochallenge.ru/, выбрать направление и удобный для участника способ связи с организаторами. Вариантов два: по телефону или в формате вебинара, который проводится каждый месяц. В них может принять участие любой желающий.
Зарегистрированные участники получают от «Силовых машин» необходимые исходные данные по выбранному направлению, при необходимости — экспертную и консультационную помощь, а на стадии внедрения им предоставляется доступ к технологическому оборудованию для выпуска опытной партии изделий. Если результат признают успешным, автор разработки или компания, предложившая идею, получат денежное вознаграждение в зависимости от подтвержденного годового экономического эффекта.
«В каком-то смысле для нас это тоже вызов,— считает Александр Насыров. — Мы получаем дополнительный опыт выстраивания взаимодействия с внешними специалистами, которым предоставляем свои производственные и технологические мощности. Мы учимся быть более открытыми — а взамен получаем свежие идеи и возможность взглянуть на знакомые нам процессы с другой стороны».
Таким образом, даже небольшая компания может заработать и стать партнером машиностроительного предприятия. При этом не надо соревноваться с другими предложениями — каждое рассматривается индивидуально. Поэтому для малого и среднего бизнеса перспективно сотрудничество именно в этом формате.
«Наша цель — получить идею, которая, может, еще не имеет имени, — говорит заместитель начальника технического управления Ленинградского Металлического завода (входит в состав «Силовых машин») Надежда Мартынчук. — А уже после осмысления и стратегического анализа из нее может появиться конкретное предложение».
Надежда Мартынчук, заместитель начальника технического управления Ленинградского Металлического завода (входит в состав «Силовых машин»).
Надежда Мартынчук, заместитель начальника технического управления Ленинградского Металлического завода (входит в состав «Силовых машин»).
«Наша цель — получить идею, которая, может, еще не имеет имени, — говорит заместитель начальника технического управления Ленинградского Металлического завода (входит в состав «Силовых машин») Надежда Мартынчук. — А уже после осмысления и стратегического анализа из нее может появиться конкретное предложение».
Начиная со старта, в феврале 2020 года, количество участников «ТехноВызова 2.0» постоянно растет. Причем в условиях пандемии особенно востребованной оказалась возможность удаленного участия в форме вебинаров.
За прошедшее время наметилось несколько тенденций.
Например, интерес к проекту проявили студенты петербургских вузов — для них это отличная возможность увидеть, что действительно нужно предприятию, попробовать свои силы, пообщаться с опытными специалистами, а может, и найти работу на будущее. В «Силовых машинах» подчеркивают: синергия от работы нового поколения и опытных производственников — это именно то, что нужно сегодня современной компании, нацеленной на успех в будущем.
Еще одна категория – поставщики технологий и оборудования, которые уже работали с «Силовыми машинами», а теперь хотят предложить комплексные идеи, варианты более эффективного использования их продукции.
«Создание и развитие технологий — интеллектуальный труд, где объединение усилий приводит к появлению новых подходов и решений, — подчеркивает Надежда Мартынчук. — Если проект будет успешно развиваться, участники будут рассказывать о нем другим, а значит, спектр возможностей для нас будет расширяться».

В споре рождается… экономия!

К открытому формату общения с внешними специалистами «Силовые машины» обратились впервые в конце 2019-го, когда на предприятии прошел конкурс «ТехноВызов» для разработчиков технологических решений по механической обработке. Конкурс вызвал интерес у профессионалов – поступило несколько десятков заявок как от сотрудников компании, так и от внешних разработчиков.
Виктор Каркуш, начальник технического отдела технического управления ЛМЗ
«Соревнование со сторонними компаниями мотивирует и наших сотрудников, дает возможность по-новому взглянуть на ту работу, с которой они сталкиваются постоянно», — отмечает начальник технического отдела технического управления ЛМЗ Виктор Каркуш.
«Соревнование со сторонними компаниями мотивирует и наших сотрудников, дает возможность по-новому взглянуть на ту работу, с которой они сталкиваются постоянно», — отмечает начальник технического отдела технического управления ЛМЗ Виктор Каркуш.
Виктор Каркуш, начальник технического отдела технического управления ЛМЗ
В частности, конкурсанты предложили усовершенствовать производство сложных деталей: турбинных лопаток, лопастей и рычага гидротурбины.
«Основная причина, почему до испытаний дошли не все команды, — экономика проектов, — поясняет Виктор Каркуш. — Эффективность зависит не только от времени, но и от себестоимости производства изделия в целом. Можно ускорить изготовление детали за счет приобретения более дорогостоящего оборудования и инструмента, но это приведет к значительному увеличению ее себестоимости».
Пример:

Задача «ТехноВызова» — оптимизировать процесс, обеспечив минимальную себестоимость, максимально высокие качество и экономический эффект.

Проект, предложенный одной из команд, сокращает время изготовления лопаток почти на 40%. Если результат подтвердится на практике, одна и та же операция будет эффективнее.
По итогам первого, теоретического этапа до финальной части — отработки на производстве — дошли две команды: компания «ТехПром», которая специализируется на производстве металлорежущего инструмента, и объединенная команда сотрудников ЛМЗ.
Участники «ТехноВызова» о конкурсе:
«Благодаря «ТехноВызову» мы можем показать, что на рынке есть компания, способная закрывать задачи такого крупного производства, как «Силовые машины», и у нас есть значительный опыт не только в разработке и поставке инструмента, но и в реализации целостных технических решений», — отмечает Андрей Макаров, региональный представитель «ТехПрома».
«Конкурс — отличная возможность реализовать себя, свои идеи и при этом посмотреть, какие решения внешние специалисты предлагают сегодня в сфере механообработки», — добавляет инженер-программист технического управления ЛМЗ Илья Баранов.
В ходе конкурса «Силовые машины» получили большое количество откликов и предложений о сотрудничестве, которые выходили далеко за пределы поставленных задач.
«Мы увидели, что участники готовы представлять комплексные решения, и поняли, что этот опыт можно распространить на все, что угодно», — поясняет Виктор Каркуш.
Именно поэтому запущенный как долгосрочная программа «ТехноВызов 2.0» предлагает участникам целый спектр направлений для взаимовыгодного сотрудничества.

Миллион за идею

Сотрудничество с малым и средним бизнесом — не единственное направление для поиска новых предложений. В компании с 2013 года успешно реализуется внутренняя программа «Фабрика идей» — с ее помощью каждый сотрудник может подать инициативу по повышению качества продукции, увеличению производительности, улучшению условий труда.
16,5 тыс
идей подано в 2019 г.
11 тыс
реализовано
Сотрудники активно участвуют в проекте. Есть и свои лидеры.Так, самый инициативный участник программы предложил порядка 400 идей за прошлый год. Наибольшее количество точечных идей, направленных, например, на улучшение условий труда, возникает у производственных специалистов. Более системные идеи с крупным экономическим эффектом чаще подают технологи и конструкторы. По направлениям — второй год активно идет работа по реализации предложений, направленных на снижение издержек. Свои изменения внесла и пандемия: в рамках «Фабрики» появился раздел «Стопкоронавирус», куда сотрудники подают предложения по дополнительным мерам профилактики.
Идеи бывают разные — от простых (вроде замены ламп накаливания на LED-освещение) до сложных. Например, на складах «Силовых машин» десятилетиями скапливался материал, который по габаритам не подходил для применения. Сотрудники предложили использовать его, перековав по современной технологии, а заодно и освободить место на складах. Теперь этот материал станет основой для деталей, запланированных к изготовлению в текущем периоде.
«В 2018 – 2019 годах в рамках «Фабрики идей» был реализован интересный проект на участке заливки баббита (сплав на основе олова или свинца — прим. ред.) цеха паровых турбин ЛМЗ, — рассказывает ведущий менеджер управления поддержки изменений Екатерина Юшманова. — Сотрудники участка проанализировали причины отклонений и разработали комплекс мероприятий по улучшению ситуации. Сегодня работа по проекту продолжается. Уже сейчас эффективность по нему очевидна: трудоемкость на исправление несоответствий снижена на 47%».
Екатерина Юшманова, ведущий менеджер управления поддержки изменений.
Екатерина Юшманова, ведущий менеджер управления поддержки изменений.
«В 2018 – 2019 годах в рамках «Фабрики идей» был реализован интересный проект на участке заливки баббита (сплав на основе олова или свинца — прим. ред.) цеха паровых турбин ЛМЗ, — рассказывает ведущий менеджер управления поддержки изменений Екатерина Юшманова. — Сотрудники участка проанализировали причины отклонений и разработали комплекс мероприятий по улучшению ситуации. Сегодня работа по проекту продолжается. Уже сейчас эффективность по нему очевидна: трудоемкость на исправление несоответствий снижена на 47%».
Руководство компании поддерживает рационализаторов, в том числе материально. Если предложение принято к реализации, автор получает единовременное вознаграждение в размере 500 рублей. Еще 500 рублей получает тот, кто воплотил его на практике.
Можно получить и более серьезную награду — до 1 000 000 рублей! Для этого у предложения должен быть ощутимый экономический эффект. В таком случае автор получит дополнительную премию в размере 2% от достигнутого результата.
«Качество подаваемых идей повысилось за последние годы, — рассказывает Екатерина Юшманова. — Самые очевидные улучшения были воплощены еще на старте программы, сейчас акцент сместился на инициативы по сокращению затрат. Современное развитие производства происходит стремительными темпами, и сегодня, чтобы оставаться конкурентоспособными, необходимо активно находить и внедрять новые идеи. Этим мы и занимаемся».
Материал подготовлен специально для ПАО «Силовые машины»

Автор: Мария Мокейчева
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены пресс-службой ПАО «Силовые машины»
Дизайнер: Екатерина Елизарова

Спецпроекты «Фонтанки.ру»