ВСЕ ЯХТЫ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ
Как марина повлияет на туристическое развитие Кронштадта

ВСЕ ЯХТЫ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ

Как марина повлияет на туристическое развитие Кронштадта
Город с легендарной историей, Кронштадт, пока еще не раскрыл по-настоящему свой туристический потенциал. Экскурсанты приезжают туда максимум на день. Их вклад в местную экономику минимален. Меккой яхтсменов Балтийского региона Кронштадту мешает стать нехватка инфраструктуры для швартовки и обслуживания маломерных судов. Международный приток туристов, в том числе яхтсменов, мог бы придать серьезный импульс развитию города. Вместе с экспертами отрасли разбираемся, решит ли проблему «Остров фортов». Проект предполагает строительство марины, гостиниц и создание множества туристических объектов.
Яхтенный туризм
Петербург принимает около 200 яхт под иностранными флагами в год, а мог бы — до 10 000. Из-за отсутствия инфраструктуры и сложной процедуры прохода государственной границы РФ зарубежные туристы выбирают маршруты по Балтике на территории Евросоюза.
Петербург принимает около 200 яхт под иностранными флагами в год, а мог бы — до 10 000. Из-за отсутствия инфраструктуры и сложной процедуры прохода государственной границы РФ зарубежные туристы выбирают маршруты по Балтике на территории Евросоюза.
Интерес к водным видам спорта в Петербурге растет. По данным ГИМС МЧС РФ по Санкт-Петербургу, последние 3 года количество зарегистрированных маломерных судов постоянно увеличивается. Особенно оптимистичный показатель в категории судов свыше 9 м: средний ежегодный темп прироста составил 13%. Высокими темпами растет и количество регистрируемых парусных судов, средний показатель — 6,5% ежегодно в течение последних 5 лет. Сейчас в городе около 48 000 яхт и лодок. Но это значительно меньше, чем, например, в Хельсинки.
Интерес к водным видам спорта в Петербурге растет. По данным ГИМС МЧС РФ по Санкт-Петербургу, последние 3 года количество зарегистрированных маломерных судов постоянно увеличивается. Особенно оптимистичный показатель в категории судов свыше 9 м: средний ежегодный темп прироста составил 13%. Высокими темпами растет и количество регистрируемых парусных судов, средний показатель — 6,5% ежегодно в течение последних 5 лет. Сейчас в городе около 48 000 яхт и лодок. Но это значительно меньше, чем, например, в Хельсинки.
С 2003 года в Петербурге упразднили шесть яхт-клубов и два отправили на реконструкцию. С закрытием в этом году Центрального речного яхт-клуба профсоюзов некоторые судовладельцы вынуждены были поставить суда у набережной на якоре.
С 2003 года в Петербурге упразднили шесть яхт-клубов и два отправили на реконструкцию. С закрытием в этом году Центрального речного яхт-клуба профсоюзов некоторые судовладельцы вынуждены были поставить суда у набережной на якоре.
Площади для зимнего хранения в дефиците. Только четыре яхт-клуба предоставляют услугу теплого хранения. Это лишь десятая часть от необходимого количества мест.
Площади для зимнего хранения в дефиците. Только четыре яхт-клуба предоставляют услугу теплого хранения. Это лишь десятая часть от необходимого количества мест.
В Кронштадтском районе функционируют только две базы-стоянки. Обе обладают минимальным набором услуг. На обеих нет топливной заправки.
В Кронштадтском районе функционируют только две базы-стоянки. Обе обладают минимальным набором услуг. На обеих нет топливной заправки.
Из-за нехватки мест и завышенной стоимости хранения многие российские яхтсмены держат и обслуживают свои плавсредства исключительно за границей. Экономика теряет более 200 миллионов евро ежегодно.
Из-за нехватки мест и завышенной стоимости хранения многие российские яхтсмены держат и обслуживают свои плавсредства исключительно за границей. Экономика теряет более 200 миллионов евро ежегодно.
— Марина выполняет две функции. Во-первых, люди приходят в порт и ставят сюда яхты. Во-вторых, есть чартерные компании, которые держат здесь и сдают в аренду маломерные суда. Вы можете приехать и снять лодку на неделю-две. Прокат стоит достаточно вменяемых денег: аренда стандартной яхты до 15 метров обойдется в 2500-3000 долларов за неделю в разных странах. Поэтому направление очень развито в Европе: в Италии, Испании, Франции. На Балтике очень много марин в Германии. Вы пришли, переночевали, посмотрели город и пошли дальше изучать окрестности.

И если в Европе марина есть в каждом маленьком приморском городишке, то в России эта индустрия вообще не развита, к сожалению. Потому что речь идет не просто о причале для яхт: там должна быть зарядка аккумуляторов, возможность пополнить запасы воды, заправиться. Там должны быть магазинчики, чтобы купить продукты. Рестораны, гостиницы, где можно поесть, переночевать. Достопримечательности, которые можно было бы посмотреть. У нас даже проблема заправиться по дороге, залить пресной воды в резервуар на судне.

Хотя потенциал для развития яхтенного туризма в Петербурге и его окрестностях есть. Гости могли бы путешествовать из северной столицы в Кронштадт, Сестрорецк, Ломоносов и т.д.
Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму Дмитрий Давыденко:
Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму Дмитрий Давыденко:
— Марина выполняет две функции. Во-первых, люди приходят в порт и ставят сюда яхты. Во-вторых, есть чартерные компании, которые держат здесь и сдают в аренду маломерные суда. Вы можете приехать и снять лодку на неделю-две. Прокат стоит достаточно вменяемых денег: аренда стандартной яхты до 15 метров обойдется в 2500-3000 долларов за неделю в разных странах. Поэтому направление очень развито в Европе: в Италии, Испании, Франции. На Балтике очень много марин в Германии. Вы пришли, переночевали, посмотрели город и пошли дальше изучать окрестности.

И если в Европе марина есть в каждом маленьком приморском городишке, то в России эта индустрия вообще не развита, к сожалению. Потому что речь идет не просто о причале для яхт: там должна быть зарядка аккумуляторов, возможность пополнить запасы воды, заправиться. Там должны быть магазинчики, чтобы купить продукты. Рестораны, гостиницы, где можно поесть, переночевать. Достопримечательности, которые можно было бы посмотреть. У нас даже проблема заправиться по дороге, залить пресной воды в резервуар на судне.

Хотя потенциал для развития яхтенного туризма в Петербурге и его окрестностях есть. Гости могли бы путешествовать из северной столицы в Кронштадт, Сестрорецк, Ломоносов и т.д.
По задумке организаторов, в рамках проекта «Остров Фортов» к 2025 году в Кронштадте появится яхтенная марина на 620 мест с эллингом для хранения судов, в том числе зимой. Также там обустроят ремонтный комплекс и апартаменты для гостей.
По задумке организаторов, в рамках проекта «Остров Фортов» к 2025 году в Кронштадте появится яхтенная марина на 620 мест с эллингом для хранения судов, в том числе зимой. Также там обустроят ремонтный комплекс и апартаменты для гостей.
Яхтенный комплекс «полного цикла» должен стать центром притяжения туристов, путешествующих по морю из стран Балтийского и Северного морей. Введение единой электронной визы на въезд в Россию с 2021 года также может поспособствовать увеличению числа иностранных гостей.
Яхтенный комплекс «полного цикла» должен стать центром притяжения туристов, путешествующих по морю из стран Балтийского и Северного морей. Введение единой электронной визы на въезд в Россию с 2021 года также может поспособствовать увеличению числа иностранных гостей.
Марина в Кронштадте составит достойную конкуренцию зарубежным аналогам. Природа Балтики, живописный ландшафт и акватория Финского залива, окруженного фортами, — серьезные преимущества проекта.
Марина в Кронштадте составит достойную конкуренцию зарубежным аналогам. Природа Балтики, живописный ландшафт и акватория Финского залива, окруженного фортами, — серьезные преимущества проекта.
Хорошая инфраструктура будет не только способствовать развитию парусного спорта, но и поможет создать в городе дополнительные рабочие места. Понадобятся квалифицированные кадры для обслуживания и ремонта судов, организации регат, юридического сопровождения иностранных туристов, а также обслуживающий персонал апартаментов.
Хорошая инфраструктура будет не только способствовать развитию парусного спорта, но и поможет создать в городе дополнительные рабочие места. Понадобятся квалифицированные кадры для обслуживания и ремонта судов, организации регат, юридического сопровождения иностранных туристов, а также обслуживающий персонал апартаментов.
За счет яхтенных мероприятий продлится и туристический сезон, что окажет позитивный эффект на экономику города.
За счет яхтенных мероприятий продлится и туристический сезон, что окажет позитивный эффект на экономику города.
Яхтсмены — как правило, люди со средним и выше среднего достатком. Они не привязаны к экскурсионной программе — их траты превышают траты обычных туристов более чем в три раза.
Яхтсмены — как правило, люди со средним и выше среднего достатком. Они не привязаны к экскурсионной программе — их траты превышают траты обычных туристов более чем в три раза.
— Я вспоминаю пример Сочи, когда к нам заходили целые флотилии из-за рубежа. Там были моряки от 9-месячного ребенка до 70 с лишним лет, представляете? Таков диапазон возраста туристов, которые приезжали к нам.

С одной стороны, яхтинг — элитный вид отдыха, требующий определенных навыков, но с другой стороны, его выбирает устойчивая группа потребителей. Если мы им условия создадим, яхтсмены обязательно прибудут к нам в гости. Поэтому дело за нами.

Сегодня туристический потенциал Кронштадта, на мой взгляд, практически не раскрыт. Но есть парадокс: чем ниже база, чем выше будет динамика. Могу судить об этом по Краснодарскому краю, где много лет работал: Сочи и Анапе было тяжело «набирать очки», а вот Новороссийск в шесть раз увеличил приток туристов. Так и Петербург, наш северный фасад, — уже сложившийся туристический объект. Ему трудно найти точки роста. А вот Кронштадт может показать позитивную динамику и получить наглядную пользу от туризма. Главное, дать гостям комплексный продукт — не только марину, но и другую инфраструктуру.
Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин:
Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин:
— Я вспоминаю пример Сочи, когда к нам заходили целые флотилии из-за рубежа. Там были моряки от 9-месячного ребенка до 70 с лишним лет, представляете? Таков диапазон возраста туристов, которые приезжали к нам.

С одной стороны, яхтинг — элитный вид отдыха, требующий определенных навыков, но с другой стороны, его выбирает устойчивая группа потребителей. Если мы им условия создадим, яхтсмены обязательно прибудут к нам в гости. Поэтому дело за нами.

Сегодня туристический потенциал Кронштадта, на мой взгляд, практически не раскрыт. Но есть парадокс: чем ниже база, чем выше будет динамика. Могу судить об этом по Краснодарскому краю, где много лет работал: Сочи и Анапе было тяжело «набирать очки», а вот Новороссийск в шесть раз увеличил приток туристов. Так и Петербург, наш северный фасад, — уже сложившийся туристический объект. Ему трудно найти точки роста. А вот Кронштадт может показать позитивную динамику и получить наглядную пользу от туризма. Главное, дать гостям комплексный продукт — не только марину, но и другую инфраструктуру.
Что будет на яхтенной марине
в «Острове фортов»
• Сдача в аренду стояночных мест на лето
• Сдача в аренду рундуков
• Гостевые стоянки
• Зимнее хранение открытое
• Зимнее хранение в эллингах
• Открытое стеллажное хранение
• Закрытое стеллажное хранение
• Спуск и подъем судов
• Услуги по ремонту судов и эксплуатации ремонтной зоны
• Сдача в аренду апартаментов
• Топливно-заправочная станция
• Стивидорные услуги
Гостиничный комплекс
Кронштадт — город с населением около 44 000 человек — ежегодно принимает около 1,5 млн «однодневных» экскурсантов. Из-за отсутствия гостиниц они не превращаются в полноценных туристов. Местная экономика недополучает значительный доход, который можно было бы направить на развитие города.
Кронштадт — город с населением около 44 000 человек — ежегодно принимает около 1,5 млн «однодневных» экскурсантов. Из-за отсутствия гостиниц они не превращаются в полноценных туристов. Местная экономика недополучает значительный доход, который можно было бы направить на развитие города.
Выходом из этой ситуации могло бы стать строительство многофункциональной инфраструктуры, которая позволит гостям полноценно проводить время в городе.
Выходом из этой ситуации могло бы стать строительство многофункциональной инфраструктуры, которая позволит гостям полноценно проводить время в городе.
— У любого региона нашей страны гигантский потенциал. У нас есть все: природа, историческое наследие, музеи, рестораны. Интересно мне посетить Кронштадт? Конечно, потому что в 1921 году мой дед по льду штурмовал город во время Кронштадтского мятежа. Это место, которое ассоциируется со многими событиями: с Первой мировой войной, со Второй мировой, с историей Петербурга-Ленинграда. Там есть архитектура, туда можно доехать на кораблике. Отлично! Там есть все для того, чтобы город посетить и рассмотреть.

Вопрос только в том, что просто построить гостиницу нельзя. Необходимо понимать, каким образом в Кронштадте будет развиваться туристическая дестинация. Какая инфраструктура еще появится. Если все эти вопросы будут решены, я думаю, интерес к городу возникнет большой.
Президент Федерации рестораторов и отельеров России, ресторатор Игорь Бухаров:
Президент Федерации рестораторов и отельеров России, ресторатор Игорь Бухаров:
— У любого региона нашей страны гигантский потенциал. У нас есть все: природа, историческое наследие, музеи, рестораны. Интересно мне посетить Кронштадт? Конечно, потому что в 1921 году мой дед по льду штурмовал город во время Кронштадтского мятежа. Это место, которое ассоциируется со многими событиями: с Первой мировой войной, со Второй мировой, с историей Петербурга-Ленинграда. Там есть архитектура, туда можно доехать на кораблике. Отлично! Там есть все для того, чтобы город посетить и рассмотреть.

Вопрос только в том, что просто построить гостиницу нельзя. Необходимо понимать, каким образом в Кронштадте будет развиваться туристическая дестинация. Какая инфраструктура еще появится. Если все эти вопросы будут решены, я думаю, интерес к городу возникнет большой.
В рамках туристического кластера планируется строительство двух отелей 3* и 4* с ресторанами, SPA, конференц-залами, бассейнами и другими услугами для туристов.
В рамках туристического кластера планируется строительство двух отелей 3* и 4* с ресторанами, SPA, конференц-залами, бассейнами и другими услугами для туристов.
Согласно проекту реставрации и приспособления фортов, на «Петре Первом», «Императоре Александре I» и «Кроншлоте» также появится туристско-рекреационная инфраструктура.
Согласно проекту реставрации и приспособления фортов, на «Петре Первом», «Императоре Александре I» и «Кроншлоте» также появится туристско-рекреационная инфраструктура.
Каждый форт станет многофункциональным музейно-рекреационным объектом: кроме экспозиций там предусмотрены и залы для деловых площадок, торжественных церемоний, а также культурно-досуговые и клубные пространства, кинотеатр, рестораны.
Каждый форт станет многофункциональным музейно-рекреационным объектом: кроме экспозиций там предусмотрены и залы для деловых площадок, торжественных церемоний, а также культурно-досуговые и клубные пространства, кинотеатр, рестораны.
Форт «Петр Первый»: по задумке организаторов, здесь разместится многофункциональный музейный комплекс в подковообразной башне, обзорно-смотровая площадка, досугово-развлекательные и деловые пространства, а также рестораны. Кроме того, будет создан номерной фонд для туристов.
Форт «Петр Первый»: по задумке организаторов, здесь разместится многофункциональный музейный комплекс в подковообразной башне, обзорно-смотровая площадка, досугово-развлекательные и деловые пространства, а также рестораны. Кроме того, будет создан номерной фонд для туристов.
Форт «Император Александр I»: помещения форта будут использованы под культурно-досуговый центр, музей, посвященный борьбе с вирусами и созданию вакцины от чумы, ресторан и гостиничные номера.
Форт «Император Александр I»: помещения форта будут использованы под культурно-досуговый центр, музей, посвященный борьбе с вирусами и созданию вакцины от чумы, ресторан и гостиничные номера.
Форт «Кроншлот»: на восьмигранной башне форта после реставрации откроется яхт-клуб, не связанный с городской мариной. На карте Кронштадта появится еще одна точка притяжения для любителей парусного туризма в регионе.
Форт «Кроншлот»: на восьмигранной башне форта после реставрации откроется яхт-клуб, не связанный с городской мариной. На карте Кронштадта появится еще одна точка притяжения для любителей парусного туризма в регионе.
— Сегодня Кронштадт — город экскурсий одного дня. Люди приехали из Петербурга, погуляли и уехали обратно. На нынешний момент большой нужды задерживаться здесь нет. А если появится вся инфраструктура, заявленная организаторами кластера «Остров фортов», то будут основания для того, чтобы там останавливаться.
Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму Дмитрий Давыденко:
Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму Дмитрий Давыденко:
— Сегодня Кронштадт — город экскурсий одного дня. Люди приехали из Петербурга, погуляли и уехали обратно. На нынешний момент большой нужды задерживаться здесь нет. А если появится вся инфраструктура, заявленная организаторами кластера «Остров фортов», то будут основания для того, чтобы там останавливаться.
— У меня есть даже не надежда, а уверенность, что кластер «Остров фортов» будет завершен. Нужно его конвертировать в соответствующую инфраструктуру, создать маршруты и готовый турпродукт. Ну и, конечно, продвинуть, чтобы о нем в мире знали. Я уверен, что проект достойный, масштабный и возвратный: вложенные средства обязательно вернутся.
Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин:
Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин:
— У меня есть даже не надежда, а уверенность, что кластер «Остров фортов» будет завершен. Нужно его конвертировать в соответствующую инфраструктуру, создать маршруты и готовый турпродукт. Ну и, конечно, продвинуть, чтобы о нем в мире знали. Я уверен, что проект достойный, масштабный и возвратный: вложенные средства обязательно вернутся.
Новости компаний

Автор: Анастасия Коренькова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии: freepik.com
Фотографии также предоставлены пресс-службой АНО «Остров фортов»
Дизайнер: Екатерина Елизарова

Спецпроекты «Фонтанки.ру»